Апостол Солидарности

П. А. Кропоткин и его Учение. Интернациональный сборник.
Н. Критская. Апостол Солидарности. Стр. 295-297. 


АПОСТОЛ СОЛИДАРНОСТИ

„Новое общество поймет, что такое солидарность — в тот великий двигатель, увеличивающий в сто раз анергию и творческую силу человека.“
(П. А. Кропоткин, „Хлеб и Воля“)

Из всех социалистов и великих мыслителей П. А. Кропоткина с большим правом можно назвать апостолом солидарности.

Все его мировоззрение было проникнуто этой идеей, и отсюда вытекала и его непримиримая борьба со всем, что разбивало узы солидарности и препятствовало об’единению людей.

Главным тормозом развития солидарности в человеческом обществе П. А. считал централизованную государственную власть. Поглощение всех общественных функций государством благоприятствовало, по его мнению, развитию среди людей узкого индивидуализма. „Везде, говорит П. А., — в законе, науке, в религии торжествует теперь теория, гласящая, что люди могут и должны добиваться собственного счастья, не обращая никакого внимания на чужие нужды. Это стало религией нашего времени. Наука громко провозглашает, что борьба каждого против всех составляет руководящее начало природы вообще и человеческих обществ в частности. Именно этой борьбе биология приписывает прогрессивную эволюцию животного мира. История рассуждает таким же образом, а политико- экономисты рассматривают прогресс современной промышленности и механики, как результаты того же начала“…

П. А. чувствовал ложность такого взгляда, и со всей пылкостью своей натуры и блестящей эрудицией ученого опровергает эти теории как в биологии, так и в социологии. В противовес этим теориям, он выдвигает теорию взаимопомощи, как главный фактор эволюции. В своей замечательной книге „Взаимопомощь“ П. А. подкрепляет эту теорию тысячами фактов из области животного мира и из жизни человеческих обществ.

Сама общественная жизнь людей зиждется, — говорит П. А., — на сознании, хотя бы инстинктивном, человеческой солидарности, на тесной зависимости счастья каждой личности от счастья всех и на чувстве справедливости“.

Развивая эту мысль и признавая взаимопомощь и солидарность главными факторами в общественной жизни людей, П. А. считал, что действительный процесс и культура создаются именно этими факторами. „Историки, — говорит А. П., — обыкновенно преувеличивают ту часть человеческой жизни, которая отдавалась на борьбу, и совершенно не дают оценки мирной работе человечества. „Ясные и солнечные дни, — говорит он, — теряются из виду, ради описания бурь и шквалов“, а, между тем, основная причина всякого прогресса были не эти бури и шквалы, являющиеся лишь внешним проявлением невидных изменений в психике народных масс, а те общественные инстинкты и нравы, которыми одними и держится вся социальная жизнь людей“.

Все новые экономически и социалистические учреждения являются результатом творчества народных масс, то есть результатом коллективного труда и коллективной мысли, и этический прогресс человеческого рода представляется, согласно теориям П. А., постепенным развитием начал взаимной помощи и солидарности, начиная от первобытного труда и охватывая все более и более широкие круги, пока, наконец, эти начала не распространяются на все человечество без различия веры, языков, рас и наций.

Взаимопомощь и солидарность, говорит П. А., будут играть еще большую роль в будущем обществе, а затем станут главными двигателями человечества на пути дальнейшего прогресса. „Сознание международной солидарности, говорит П. А., растет и увеличивается с каждым днем, как среди отдельных передовых людей, так и среди рабочих масс“.

П. А. считал, что трудящиеся массы, об’единенные солидарностью и проникнутые идеями взаимопомощи, будут главным орудием социального прогресса и строителями нового общества основанного на братстве и свободе. Вот почему он и посвятил все силы своей души, всю мощь своего таланта, всю кипучую энергию безкорыстному служению народным массам. Он стремился приобщить эти массы к благам культуры и науки, считая, что в тот день, „когда наука станет достоянием масс, человечество далеко двинется вперед, черпая безконечные силы в свободном коллективном труде“.

В последние годы раздавались голоса, что Кропоткин „устарел“ и „отстал“ от революции. Это глубоко не верно. Наоборот большинство революционеров „не доросло“ до Кропоткина и он не перестанет еще долгие годы быть учителем, до тех пор, пока на земле не утвердится прочно новый общественный строй, где не будет ни гнета, ни рабства, ни насилия.

В этом грядущем обществе новое человечество не забудет Петра Алексеевича и имя его будет наиболее чтимым и уважаемым за его кристально чистую жизнь, веру в человека и любовь к людям.

Н. Критская.


Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение