«Листки «Хлеб и Воля»»: история издания и анализ политической позиции

Д. Рублёв.

«Листки «Хлеб и Воля»»:
история издания и анализ политической позиции

История большинства органов периодической печати анархистского движения России вплоть до нашего времени не получила освещения в работах историков. Это касается и политической позиции газет и журналов, являвшихся трибуной отдельных течений российского анархизма. К ним относится и газета «Листки «Хлеб и Воля»», орган анархистов-коммунистов-«хлебовольцев». Для исследователей это издание представляет интерес также с той точки зрения, что его редактором, а также автором многих публикаций, являлся Петр Алексеевич Кропоткин. Таким образом, газета последовательно выражала взгляд Петра Алексеевича на события Первой Российской революции. Отдельные исследования, посвященные «Листкам «Хлеб и Воля»», отсутствуют. Кратко историю издания этой газеты впервые представила Н.М. Пирумова в своей книге о П.А. Кропоткине (1). «Листкам «Хлеб и Воля»» посвящена также небольшая энциклопедическая статья В.В. Кривенького (2). Отдельные аспекты истории этого издания, авторство ряда статей, раскрыты в документальной публикации М. Конфино, включающей письма П.А. Кропоткина к М.И. Гольдсмит (3). Ничего к известному ранее о газете «Листки «Хлеб и Воля»» не прибавила незавершенная, хотя и изданная посмертно, работа А.Г. Менделеева, посвященная периодическим изданиям российских анархистов (4).

Издание газеты «Листки «Хлеб и Воля»» началось с октября 1906 года. В это время прекратилось издание газеты «Хлеб и Воля», в 1903 – 1905 гг. считавшейся печатным органом анархистов-коммунистов-«хлебовольцев». Тому было несколько причин. Прежде всего, «Хлеб и Воля» выходил с недостаточно частой периодичностью, не успевая освещать самые актуальные политические события. Еще в июне 1905 г. П.А. Кропоткин критиковал нерегулярность этого издания в письме к М.И. Гольдсмит: «Как медленно! Как это нехорошо, что они запаздывают. Мне казалось, что лучше выпускать 8 стр[аниц] каждые две недели, чем более тяжеловесные нумера когда вздумается. Но нелегко с ними сговориться. Ох, нелегко. А писать хотелось бы каждую неделю. Столько есть что сказать» (5). К тому же, руководитель редакции «Хлеба и Воли», Г.И. Гогелия вскоре выехал в Грузию с целью организации деятельности местных анархистских групп. Заменившая его Л.В. Иконникова-Гогелия оценивалась П.А. Кропоткиным, как достаточно конфликтный для руководства изданием человек, «кот[орая] будет отталкивать, а не собирать» (6). Требовалось же выпускать газету, которая бы оперативно реагировала на политическую ситуацию в России. Это отвечало ожиданиям российских анархистов. Ведь многие из них надеялись на скорые перемены, новый подъем революции, еще более мощный, чем в 1905 г.

Издание газеты с новым названием было задумано Кропоткиным уже в феврале 1906 г. «Я хотел бы выпустить хотя бы Листки «Хлеба и Воли»», писал он в письме от 23 февраля 1906 г. Лидии Иконниковой-Гогелия (7). Окончательное же решение об издании первого газеты было принято «хлебовольцами» в августе 1906 г. (8) На редакционных совещаниях в Лондоне 6 и 9 сентября 1906 г. было утверждено название газеты, избрана ее редакция. Было решено, что новое периодическое издание будет посвящено «жизни и деятельности русских анархистов, […] и вообще – задачам русского революционного движения» (9).

Газета «Листки «Хлеб и Воля» » выходила в период 30.10.1906 — 5.07.1907 с периодичностью в 2 недели. Всего вышло 18 номеров этой газеты. Обязанности главного редактора выполнял П.А. Кропоткин. В состав редакции входили: М.И. Гольдсмит, И.С. Книжник-Ветров, П. Кушнир, Л. Нагель, В.И. Федоров-Забрежнев, А.М. Шапиро. Первоначально предполагалось участие в редакции Я.И. Новомирского (Кирилловского), но из-за его отказа допустить вмешательство других соредакторов в редактирование предлагавшегося ему отдела, от этой идеи отказались (10). В число авторов, помимо членов редакторского коллектива, входили и другие участники анархистского движения России (Л.В. Иконникова-Гогелия, Я.И. Кирилловский, Г.Б. Сандомирский, Г.К. Якобсон), Испании (Ф. Таррида дель Мáрмоль), Франции (М. Пьерро) и Швейцарии (Ф. Брупбахер). Газета издавалась в Париже. При этом редактирование номеров велась по переписке (11). «По приезде в Париж, Забрежнев, Гольдсмит и я стали часто встречаться для обсуждения редакционных дел. Почти все корреспонденции и статьи из России получались у нас и посылались П<етру> А<лексеевичу>, который на основании их писал передовицы; хроника составлялась отчасти мной, но большей частью Гольдсмит, библиография – Забрежневым. П<етр> А<лексеевич> писал о редакционных делах то одному, то другому из нас, но чаще всего Гольдсмит, торопя с присылкой материала, пересылая корректуры наших статей и советуясь по некоторым вопросам» (12), — вспоминал позднее Книжник-Ветров.

Тираж «Листков «Хлеб и Воля»» до сих пор точно не установлен, но известно, что весной 1907 г. только среди эмигрантов продавались 3 — 4 тысячи экземпляров (13). И это при том, что тогда же допечатывались экземпляры некоторых номеров (14) и часть тиража переправлялась для распространения в Россию, в том числе – в Москву и Санкт-Петербург (15). Осенью 1906 — весной 1907 гг. финансовое состояние газеты было достаточно неплохим. В это время продажа тиража позволяла, по словам Кропоткина, «приблизительно» окупать издание (16). Кроме того, газета получала значительную финансовую помощь от анархистских групп российских эмигрантов, преимущественно из США. Так, Ш.-Й. Яновский, редактор и издатель выходившей в Нью-Йорке еврейской анархистской газеты «Фрайе Арбетер Штиме», осенью 1906 г. переслал П.А. Кропоткину 110 долларов, позволившие покрыть значительную часть расходов на выпуск первых номеров (17). В июле 1907 г. 25 долларов поступило от автора той же газеты, М. Кона (18).

Объем номеров насчитывал от 8 (№№ 2 — 4, 6 — 14, 16 — 18) до 12 (№ 1, 5, 15) полос. Структура издания была однородная на протяжении всего времени издания газеты. Открывала каждый номер передовица, излагающая взгляд редакции на текущие события. Ее автором был П.А. Кропоткин. Затем помещались статьи по теории и истории анархизма, резолюции и доклады Лондонского съезда анархистов-коммунистов, состоявшегося 17 – 18 сентября 1906 г. В разделе «Из России» публиковали материалы о рабочих и крестьянских выступлениях, репрессиях царского правительства, деятельности анархистских групп на территории Российской империи. Его вели М. Гольдсмит, И. Книжник-Ветров и лично П. Кропоткин. Раздел «Заграничная хроника», составлявшийся Кропоткиным и Гольдсмит, включал корреспонденции об анархистском и рабочем движении стран Европы и Америки. Отделы «Анархические издания в России и заграницей» и «Библиография» вел Федоров-Забрежнев. Здесь помещали рецензии на работы по теории и истории анархизма и революционного синдикализма, периодику революционных партий и рабочих организаций (19).

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о политической позиции редакции «Листков «Хлеб и Воля»». В центре внимание ее авторов находилась проблема путей развития Российской революции 1905 – 1907 гг. Не рассматривая эту революцию, как буржуазную, авторы «Листков «Хлеб и Воля»» называли ее «народной революцией», «глубоко изменяющей существующие отношения, политические и экономические» (20). В качестве основной силы революции рассматривалось стихийное движение рабочего класса и крестьянства, в своих требованиях идущее дальше политических партий. Так, Кропоткин указывал на решающую роль забастовок и крестьянских восстаний в достижении успехов революции 1905 г.: «Если самодержавие пошло уже на уступки, то вынудили эти уступки такие массовые события, как манифестации 9-го января 1905-го года, почти всеобщие стачки в мае того же года в Польше, всеобщая забастовка в октябре, <…> и, наконец, широко разлившиеся крестьянские восстания, начавшиеся с осени 1904-го года и продолжающиеся по сию пору» (21). Чем более масштабны будут завоевания, достигнутые «революционным путем, а не путем законодательных полумер», полагали анархисты-коммунисты «хлебовольцы», тем ближе Россия подойдет к осуществлению идеала анархического коммунизма. В число социально-экономических требований, открывавших путь анархо-коммунистическим преобразованиям, П.А. Кропоткин включал переход помещичьих и государственных земель в руки крестьян; обеспечение права «на землю для всех тех, кто хочет возделывать ее своими руками»; сокращения рабочего дня на предприятиях; переход предприятий и служб в руки рабочих и служащих; установление широкого народного самоуправления в форме свободных союзов во всех сферах жизни общества (22).

В соответствии с ориентацией на поддержку рабочего и крестьянского движений авторы «Листков «Хлеб и Воля»» проявляли интерес к структурам самоорганизации трудящихся. Так, Санкт-Петербургский Совет Рабочих Депутатов рассматривался ими как внепартийная организация представителей рабочих, выражавшая требования рабочего класса, и по тактическим принципам даже близкая анархистам: «в мысли и деятельности Совета отразились три идеи, нам близкие и для нас существенные: первенствующая роль массового движения, захватный порядок и всеобщая стачка. Мы надеемся, что движение в России пойдет по этому же пути и дальше, оставив в стороне методы, проповедовавшиеся до сих пор социал-демократией всех стран» (23). Восстания, развернувшиеся в 1905 г. на территории Прибалтики, Сибири и Закавказья П. Кропоткин оценивал как успешный опыт борьбы с государственной властью и создания органов народного самоуправления: «Только окраины России поняли, что следовало […] пользуясь дезорганизацией правительства, взятого врасплох, поднимать восстание и, […] ломать местные учреждения, которыми держится власть теперешнего правительства на всем пространстве Российской империи. Восстали в этом смысле только Латыши, Гурия, с Западной Грузией, да Восточно-Сибирская железная дорога, причем Гурийцы и Латыши показали, как следовало бы действовать народному восстанию: они сейчас же начали организовать на местах, в деревнях, свое новое революционное самоуправление» (24). Серьезным заблуждением русских революционеров авторы «Листков «Хлеб и Воля»» считали «централизаторские якобинские стремления», объяснявшиеся влиянием марксисткой идеологии. Их последствием стал отрыв рабочих восстаний в Центральной России от крестьянского движения и выступлений на окраинах (25). Социалистические партии также были подвергнуты критике за участие в работе Государственной думы, по мнению П.А. Кропоткина, созданной Николаем II для того, чтобы сбить рост рабочего и крестьянского движения. Маловлиятельный парламент, полагал Кропоткин, бессилен решить актуальные для России вопросы, особенно — аграрный (26). Редакция призвала анархистов к бойкоту выборов. Однако авторы «Листков «Хлеб и Воля»» выступили против игнорирования политической борьбы, ограничения деятельности анархистов участием в борьбе за экономические требования, к чему призывали их оппоненты – анархисты-коммунисты «чернознаменцы». «Анархисты, в сущности, — наиболее «политики» из всех социалистов, т<ак> к<ак> для них освобождение личности от государственного ига играет не меньшую роль, чем ее освобождение от гнета экономического», — писала М.И. Гольдсмит (27). Задачу анархистских организаций они видели в том, чтобы «расширить борьбу и направить ее одновременно против капитала и против государства» (28) до пределов восстания «против всякого гнета», чтобы не дать «установиться не существующему пока в России культу закона и легальности» (29).

В соответствии с представлением о массовых рабочем и крестьянском движениях, как основной силе революции, «хлебовольцы» оценивали и деятельность анархистов в России. Редакция «Листков «Хлеб и Воля»» призвала единомышленников к широкой пропагандистской, агитационной и организационной работе среди крестьян и рабочих. Анархисты должны были обратиться и к задаче непосредственного воплощения своих идей в жизнь: «создать новые формы народного политического союза, которые положили бы начало вольной, безгосударственной, федеративной жизни» (30). Критике было подвергнуто свойственное анархистскому движению периода 1905 — 1907 гг. увлечение террором и экспроприациями. Альтернативу им редакция видела в революционно-синдикалистской стратегии. Ряд опубликованных в «Листках «Хлеб и Воля»» работ Георгия Гогелии (31) и М. Гольдсмит (32) стали основополагающими для анархо-синдикалистов в России. «Хлебовольцы» рассматривали революционно-синдикалистские профсоюзы, как «ячейки будущего социального строя» и основную организующую силу революции (33). Приветствуя подготовку всероссийского съезда профсоюзов в 1906 – 1907 гг., редакция рекомендовала анархистам участвовать в нем, создавать рабочие и крестьянские союзы, вступать в уже действующие, но независимые от политических партий. Активистов же рабочего движения призывали использовать опыт революционных синдикалистов Франции (34). Всеобщая стачка с захватом средств производства пропагандировалась, как средство осуществления социальной революции (35).

Указывая на ведущие силы революции и необходимость изменения стратегии и тактики анархистского движения, авторы «Листков «Хлеб и Воля»» давали характеристику и действиям сил контрреволюционного лагеря. Так период конца 1905 — 1907 гг. был охарактеризован в газете, как наступление сил реакции, центром которой было так называемое «Петергофское тайное правительство» — возглавляемая Д.Ф. Треповым группа высших консервативных чиновников, пользующихся поддержкой Николая II, великих князей, «Совета Объединенного дворянства» и черносотенных политических организаций. Эта группа, указывал П.А. Кропоткин, управляла страной, действуя методами государственного террора, в том числе — организуя погромы против евреев, интеллигенции, участников революционного движения (36). Государственный переворот 3 июня 1907 г. был воспринят, как действия, спланированные «петергофцами». Кропоткин и его единомышленники ожидали, что ответом на него станет новый революционный подъем со стороны рабоче-крестьянских масс и национальных меньшинств: «Это – прямой призыв к гражданской войне; это – призыв окраин, особенно Польши и Кавказа, к отделению оружием от изолгавшихся правителей России. Пугачевщина, новое Польское восстание, и реки крови, вот неизбежные последствия царского манифеста – если только власть останется в руках теперешних вероломных правителей» (37). С событиями 3 июня П.А. Кропоткин связывал завершение «периода иллюзий», характерной чертой которого были надежды на эволюцию самодержавия к конституционному строю. Вскоре, однако, и «хлебовольцы» пережили разочарование. Поскольку революционных выступлений не последовало, Кропоткин призвал анархистов вести подготовительную работу к новой революции: «Нужно везде по всей России, в каждой ее части […] начать эту работу. Довольно иллюзий, довольно надежд на Думу, или на горсточку героев-искупителей. Нужно выступление народной массы, […] для великой всеобщей ломки. А выступить может эта масса, только во имя ее коренных, прямых, народных нужд» (38).

«Листки «Хлеб и Воля»» имели достаточно широкое распространение среди революционной эмиграции и участников анархистского движения в России в октябре 1906 – весной 1907 гг. Падение же политической активности эмиграции летом 1907 г. снизило объемы продаж газеты. Уже 24 июня 1907 г. Кропоткин писал Гольдсмит: «Денег нет на продолжение наших Л[истков] «Хлеба и Воли». Прошлый, 16 номер, уже был частью в долг, на весь 17-й ничего не было, а стоил он 7 фунтов, и предвидится вперед и дефицит от 5 £ до 7 £ на каждый номер. Америка летом всегда глохнет. Митингов нет, нет и продажи. То же в Лондоне. А Париж и Женева ничего не дают. […] Во всяком случае, т[ак] к[ак] дефицит газеты за последнее время быстро возрос до 900 fr. (39)  и предвидится дефицит летом около 150 fr. На номер, не вижу, как быть» (40). Столь же пессимистично он смотрел на проблему в следующих письмах, отмечая лишь ухудшение финансовой ситуации: «На этот номер (18-й) наскребли. Но впереди не предвидится особых получений. Обыкновенные же сведены так, что, напр[имер], Нью-Йорк, на лето, вместо 750 экз[емпляров] просит присылать только 150 и так везде в Америке. Словом, дефицит должен быть свыше 5 £ (125 fr.) на номер» (41). Прекращение поступлений денежных средств от эмигрантов из США, вероятно, было связано с постепенно назревавшим разочарованием местной эмиграции в российских анархистах, зачастую весьма вульгарно трактовавших анархистское учение, мало развитых в интеллектуальном отношении и предпочитавших террор и особенно — экспроприацию всем другим видам социально-политической деятельности. Весьма ярко эту ситуацию иллюстрирует отрывок из письма Ш.-Й. Яновского к М.И. Гольдсмит от 7 апреля 1908 г.: «Трудно достать цент для русской революции вообще, и для анархической пропаганды в России в особенности. Приехавшие сюда русские так называемые анархисты сделали все в своих силах, чтоб их возненавидели и презирали. Будь у меня больше времени, я бы Вам тут описал некоторых из этих «спасителей человечества», и Вы бы ужаснулись, но я тороплюсь, и к тому вероятно сами знаете. Достаточно будет, если я Вам сообщу, что не раз мне грозили смертью, как деспоту, тирану и т.д. Может быть, Вы этого (42) не так чувствуете, будучи вдали от самого то движения и может быть еще потому, что в Париж обыкновенно приезжает из России более менее интеллигентный люд, но в Америку приехали большей частью мальчишки, нахватавшиеся каких-то фраз и люди, которые ужасно извращены, так что просто говорить с ними невозможно, и невольно злишься, когда вспоминаешь, что эти тоже анархисты» (43).

В результате, в конце июня – начале июля П.А. Кропоткин предложил, в связи с материальными проблемами и состоянием своего здоровья, прекратить издание до октября (44). В № 18 «Листков «Хлеб и Воля»» от 5 июля 1907 г. за подписью П.А. Кропоткина появилось заявление о приостановке выхода газеты до осени:

«Товарищи!

Летом во всех наших группах всегда чувствует застой, и дело распространения газет всегда замедляется. С другой стороны, состояние моего здоровья требует отдыха. Мы решили, поэтому, приостановить выход следующего номера нашей газеты до середины сентября. Мы просим, однако товарищей, по-прежнему присылать корреспонденции, письма, взносы и т.д. по прежнему адресу. Если к осени накопится много материала и взносов, — тем лучше: мы выпустим двойные номера, а перерывом мы постараемся воспользоваться для издания некоторых брошюр.

П. Кропоткин»

Однако издание «Листков «Хлеб и Воля»» так и не было возобновлено.

«Листки «Хлеб и Воля»» вошли в историю, как орган, отражавший точку зрения П.А. Кропоткина и близких ему анархистов-коммунистов «хлебовольцев», выступавших за синтез анархо-коммунистической программы преобразований и революционно-синдикалистской стратегии борьбы. Редакционно-авторский коллектив «Листков» пытался адаптировать эту стратегию к условиям России начала XX в. Издателям удалось сформировать сильный авторский и редакционный коллектив, завоевать популярность в кругах российской эмиграции стран Европы и Америки и определенный интерес среди сторонников идей анархизма в России. Спад революционной активности в России, фактически завершивший Первую Российскую революцию, разгром большинства анархистских организаций в 1908 г., сделали неактуальной идею возобновления газеты, которая должна была реагировать на динамичную политическую ситуацию.

Примечания:

(1)  Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М. 1972. С. 170 – 175.

(2) Кривенький В.В. «Листки «Хлеб и Воля»» // Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М. 1996. С. 315 – 316.

(3) Anarchistes en exil: Correpondance inédite de Pierre Kropotkine à Marie Goldsmith, 1897–1917. Paris, 1995.

(4) Менделеев А.Г. Печать русских анархистов. М. 2015. С. 179 – 180.

(5) Anarchistes en exil. P. 170.

(6) Ibid. P. 204 — 205.

(7) Ibid. P. 214.

(8) Ibid. P. 235; Пирумова Н.М. Указ соч. С. 171.

(9) Кропоткин П.А. Об издании листков «Хлеб и Воля» // Листки «Хлеб и Воля». № 1. 30.10.1906. С. 1

(10) Anarchistes en exil. P. 237 – 238.

(11) Пирумова Н.М. Указ. соч. С. 171.

(12) Книжник Ив. [Книжник-Ветров И.С.] Воспоминания о П.А. Кропоткине и об одной анархистской эмигрантской группе // Красная Летопись. 1922. № 4. С. 39.

(13) Неттлау М. Взгляд на жизнь и учение П.А. Кропоткина в свете некоторых его писем 1876 – 1914 годов // Пробуждение. № 15. Февраль 1931. С. 139.

(14) Anarchistes en exil. P. 270.

(15) Ibid. P. 270, 305.

(16) Ibid. P. 270; Неттлау М. Взгляд на жизнь и учение П.А. Кропоткина в свете некоторых его писем 1876 – 1914. С. 139. Стоимость издания одного номера, по данным на 1 июля 1907 г. составляла 6 – 7 британских фунтов стерлингов (Anarchistes en exil. P. 307).

(17) ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 2. Д. 2907. Л. 5; Письма Кропоткина Яновскому // Интернациональный сборник. П.А. Кропоткин и его учение. Чикаго. 1931. С. 254.

(18) ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 2. Д. 403. Л. 1.

(19) Книжник Ив. [Книжник-Ветров И.С.] Воспоминания о П.А. Кропоткине и об одной анархистской эмигрантской группе. С. 39.

(20) Кропоткин П. Революция политическая и экономическая // Листки «Хлеб и Воля». № 1. 30.10.1906. С. 3

(21) Там же. С. 1 — 2

(22) Там же. С. 4 – 5.

(23) Дело Совета Рабочих депутатов // Листки «Хлеб и Воля». № 2. 14.11.1906. С. 5 – 6.

(24) Кропоткин П.А. Довольно иллюзий! // Листки «Хлеб и Воля». № 18. 5.7.1907. С. 2.

(25) Там же.

(26) Кропоткин П.А. Земельный вопрос в Думе // Листки «Хлеб и Воля». № 13. 26.4.1907. С. 1 – 2.

(27) Корн М. [Гольдсмит М.И.] Еще к вопросу о политике и экономике // Листки «Хлеб и Воля». № 2. 14.11.1906. С. 2.

(28) Кропоткин П. Революция политическая и экономическая. С. 3.

(29) Корн М. Еще к вопросу о политике и экономике. С. 2.

(30) Кропоткин П. Революция политическая и экономическая. С. 5 – 6.

(31) Оргеиани К. [Гогелия Г.И.] О рабочих союзах // Листки «Хлеб и Воля». № 9. 1.3.1907. С. 2 — 4; № 12. 12.4.1907. С. 2 — 5; № 14. 10.5.1907. С. 2 — 4; № 17. 21.6.1907. С. 2 – 4.

(32) Изидин М. [Гольдсмит М.И.] Революционный синдикализм и социалистические партии // Листки «Хлеб и Воля». № 15. 24.5.1907. С. 2 — 4; № 18. 5.7.1907. С. 3 – 4.

(33) Кропоткин П.А. Наше отношение к рабочим и крестьянским союзам // Листки «Хлеб и Воля». № 2. 14.11.1906. С. 4.

(34) М.И. [Гольдсмит М.И.] По поводу профессионального съезда // Листки «Хлеб и Воля». № 15. 24.5.1907. С. 8.

(35) Изидин М. [Гольдсмит М.И.] Всеобщая стачка // Листки «Хлеб и Воля». № 7. С. 3 – 4.

(36) Кропоткин П.А. Русская «конституция» и петергофская диктатура // Листки «Хлеб и Воля». № 4. 13.12.1906. С. 2; Его же. Истинные защитники самодержавия // Листки «Хлеб и Воля». № 8. 15.2.1907. С. 1.

(37) Листки «Хлеб и Воля». № 17. 20.6.1907. С. 2.

(38) Кропоткин П.А. Довольно иллюзий! С. 3.

(39) Дефицит в данном случае рассчитан во французский франках.

(40) Anarchistes en exil. P. 305.

(41) Ibid. P. 307.

(42) Так в документе.

(43) ГАРФ. Ф. Р-5969. Оп. 2. Д. 28. Л. 33об. – 34.

(44) Anarchistes en exil. P. 305.

Впервые опубликовано: Книжные и документальные коллекции XX века: идеологии и обстоятельства: материалы научной конференции «Вторые Рязановские чтения» (18 — 19 марта 2015 г.). М. ГПИБ, РГСУ. 2016. С. 50 — 59.


Источник

Cайт  К.Р.А.С.- М.А.Т.

http://www.aitrus.info/node/4599