П. А. Кропоткин и его Учение. Интернациональный сборник.
Примечания. Стр. 323-349
ПРИМЕЧАНИЯ
- На нашу просьбу принять участив в сборнике, Эрих Мюзам, не располагая свободным временем написать что-либо новое, так как был занят постановкой своей пьесы, любезно предложил воспользоваться его стихотворением, написанным им к семидесятилетию со дня рождения Кропоткина. Стихотоврение это появляется на русском языке впервые. Перевод стихотворения сделан тов. Волиным.
Эрих Мюзам — анархист-коммунист, известный немецкий поэт, революционер и общественный деятель. Он, вместе с анархистом Ландауэром, принимал активное участие в борьбе за установление в Баварии Республики Советов, которая была провозглашена в ночь на 7-е апреля 1919 года. Баварская республика советов была раздавлена войсками социал-демократа Носке, при социал- демократическом правительстве Эберта * Шейдемана, 2-го мая. Ландауэр был зверски убит, а Мюзам попал на долгие годы в тюрьму, из которой вышел, благодаря непрекращавшимся протестам, в 1926-м году. В настоящее время Мюзам издает в Берлине небольшой журнал ,,Fanal“.
- Утин Николай — сын зажиточного русского еврея, был причастен к революционному движению русского студенчества 60-х годов. Опасаясь правительственного преследования, он уехал заграницу, где выдавал себя sa страшного революционера, в поимке которого очень-де заинтересовано русское правительство. Этот молодой человек был преисполнен самолюбием и тщеславием необычайным. Ему хотелось сделать головокружительную революционную карьеру. С этой целью он сблизился с Герценом, которого потом всячески поносил. С той же целью он хотел втереться в доверие к Бакунину, но когда ему это не удалось, он перекинулся на сторону Карла Маркса и начал клеветническую кампанию против Бакунина по наущению Маркса. Когда вражда между Марксом и Бакуниным дошла до последнего предела и когда Маркс начал собирать всякого рода порочащие честь Бакунина документы, то Утин был одним из главных агентов Маркса. Утин исполняя директивы Маркса, собрал ряд различных уставов и проэктов, из которых был составлен, или самим Утиным или Марксом, так называемый, „Устав тайного альянса“, который вошел в пасквильную брошюру „Альянс социалистической демократии“. Эти документы послужили основанием для исключения из Интернационала Бакунина и его друзей. Утин кончил свою революционную карьеру подачей царю прошения о прощении — был прощен, вернулся в Россию и кончил там свои дни мирным и верноподданным обывателем.
- Жуковский Николай, — русский анархист. Один из первых революционеров эмигрантов. Друг и сторонник Бакунина, член Лиги Мира и Свободы, из которой вышел вместе с Бакуниным, Элизе Реклю и другими; один из членов учредителей „Альянса социалистической демократии“. Член Первого Интернационала и один из активнейших деятелей Юрской Федерации. В 1868 году, вместе с Бакуниным, основал первую русскую анархическую газету „Народное Дело“, которая, однако, со второго номера попала в руки Утина. Писания Жуковского до сих пор никем не собраны. Из отдельных изданий на русском языке нам известна только одна его брошюра „Реформы и Революция“ (2-е изд. М. К. Элпидина, Женева, 1902).
- Юрская Федерация Интернационала была основана на конгрессе Романской Федерации в Сонвилье 12-го ноября 1871 года. Конгресс постановил распустить Романскую Федерацию и утвердил устав новой — Юрской.
324
- Адэмар Швицгебель — гравер из Сонвилье, Бернская Юра, Швейцария, член Первого Интернационала, секретарь, одно время, Романского Федерального Комитета в Сент-Имье.
- Конгресс в Сонвилье, утвердив устав новой, Юрской Федерации Интернационала, обратился с воззванием ко всем остальным федерациям Интернационала, в котором предлагал созвать очередной конгресс, чтобы не допустить в дальнейшем тайных конференций, подобных Лондонской, созванной Марксом в целях расправы со своими идейными противниками в Интернационале. Русские читатели, желающие ознакомиться с этим историческим воззванием, найдут его в русском переложении „Интернационала» Дж. Гильома („Интернационал4, т. I-II. Изд. „Голос Труда“, ПБ-М 1922), мы же приведем здесь лишь только заключительную часть этого воззвания, как наиболее важную с теоретической вороны.
„Лица, составляющие Главный Совет, стремятся, вполне искренне думая, что так будет лучше, в торжеству своих личных доктрин и хотят ввести в Интернационал принцип власти. Обстоятельства благоприятствовали этим стремлениям, и вполне естественно, что эта школа, идеал которой заключается в завоевании политической власти рабочим классом, пришла к заключению, что вследствие последних событий, необходимо изменить первоначальную форму организации Интернационала и превратить его в иерархическую организацию, управляемую Центральным Комитетом.
„Но, если мы находим об’яснение этим фактам и этим стремлениям, мы, тем не менее, нисколько не имеем желания подчиниться им, а, наоборот, считаем своим долгом бороться против них, бороться во имя той Социальной Революции, к которой мы стремимся и программа которой говорит: „Освобождение трудящихся должно быть делом самих трудящихся44. Это освобождение должно быть достигнуто помимо всякой власти, даже помимо власти, избранной самими рабочими.
„Мы просим поддержки в Интернационале, и просим встать секции на защиту их автономии, которая была до сих пор основой Интернационала. Мы требуем, чтобы Главный Совет, права и обязанности которого были изменены постановлениями базельского конгресса, удовольствовался бы своей нормальной ролью, которая заключается лишь в том, чтобы он был простым корреспондентским бюро, центром статистики; — то единство, которого Главный Совет стремиться достигнуть путем централизации и диктатуры, мы хотим добиться при помощи свободной федерации автономных групп.
„Будущее общество не должно быть ничем иным, как той организацией, типом которой является Интернационал. Следовательно, мы должны заботиться возможно более приблизить нашу организацию к идеалу. Каким же образом хотят, чтобы свободное общество равных вышло из авторитарной организации? Это невозможно, Интернационал — зародыш будущего общества — должен быть уже теперь верным отражением паших принципов свободы и федерации, и отбросить всякую идею, стремящуюся к власти, к диктатуре44.
- Слова коммуналнстический, коммунализм не означают ни коммунистический, ни коммунизм. Коммуна, по-русски, означает община. Значит, ком- муналистический равен понятию общинный, а коммунализм — федерации общин. Следовательно, коммуна-община есть термин административный, политический и коммунализм есть политическая форма организации общества, становящаяся на место государства. В этой форме организации община-коммуна является исходным пунктом, первичной и простейшей единицей, независимой и свободной. Можно совершить коммуналистическую революцию и оставить коммуны не коммунистическими. Однако коммунадистическая революция может быть успешпой только в том случае, когда одновременно с ней совершается и революция коммунистическая. Коммунализм — политическая форма, заменяющая государство, коммунизм — экономическая форма, заменяющая капитализм.
- Карло Кафиеро — итальянский анархист, друг Бакунина, первый анархист, который настаивал на введение коммунизма в анархическую экономическую программу вместо коллективизма. Кафиеро — выходец из богатой итальянской буржуазной семьи. Готовился Кафиеро к дипломатической карьере и учился за-границей. Там он познакомился с Марксом и Энгельсом и стал социалистом. В 1871 году он, вместе с Малатеста и Полладино, основал в Неаполе секцию Интернационала. В 1872 году познакомился с Бакуниным, сдружился с ним и стал его ревностным последователем. Все свое большое наследство Кафиеро отдал на дело социализма. Между прочим, на его деньги была куплена для старого Бакунина знаменитая „Бароната**, причинившая столько огорчений Бакунину и рассорившая его с Кафиеро. Кафиеро умер, сравнительно молодым, в психиатрической больнице.
- Флорентинский конгресс 1876 года замечателен тем, что на нем впервые было постановлено заменить коллективистскую программу коммунистической. На конгрессе Юрской Федерации, 9-10 октября 1880 года, Кафиеро прочитал доклад „Анархия и Коммунизм**, конгресс, обсудив этот доклад, принял принцип коммунизма и с тех пор он признается вееми анархистами, индивидуалисты в расчет не принимаются; Кропоткин же дал коммунизму научное обоснование и может считаться его творцом.
- Печатаемая нами статья Кропоткина: „Синдикализм и анархизм**, появляется по-русски впервые. Она была написана в 1912 году. Мы не внаем на каком языке она писалась — на французском или английском (она была напечатана в „Freedom** и в „Les Temps Nouveaux**); наш перевод сделан с
немецкого. Между прочим, только на одном немецком эта статья выпущена отдельной брошюрой.
И. Роберт Оуэн (1771 — 1858), основоположник социализма в Англии, отец кооперации и пионер рабочего профессионального движения.
- Чартистское движение (от англ, слова charter — хартия) имело место в Англии с 1836 года по 1848 год. Цель движения — политические права и экономические улучшения для рабочего класса парламентским путем. Чартисты требовали широкой реформы выборов в парламент. Движение носило бурный характер и встретило сильное сопротивление со стороны привилегированных классов. Подробно с этим движением читатель может познакомиться по истории чартизма, написанной Роджерсом — имеется русский перевод.
- Во время революции 1848 годя была избрана комиссия по борьбе с безработицей среди парижского пролетариата. Комиссия разработывала проэкт общественных работ. Так как эта комиссия заседала в Люксембургском Дворце в Париже, то от имени этого дворца и получила свое историческое название.
- Камера — палата представителей, парламент.
- Кропоткин имеет ввиду республику, учрежденную Великой Французской Революцией — первая республика, и вторую республику, явившуюся в результате революци 1848 года. После падения Наполеона Ш-го, в 1871 году, была учреждена третья республика без республиканцев, которая существует до сих пор.
- Лассаль, Фридрих (1825-1864) — юрист по профессии; Лассаль, обладая огромным ораторским талантом, имел очень сильное влияние на немецких рабочих. В социалистическое движение вошел в 1848 году. Он считается осно-
326
вателем социалистического рабочего движения. Лассаль полагал, что путем организаций производительных товариществ, поддерживаемых государством, можно достигнуть социализма. В политической области Лассаль сторонник парламентской тактики. Убит на дуэли валахским князем Раковицей из-за красавицы Елены Деннингес. Маркс был противником лассальянизма, но теперь вся международная демократия стоит на точке зрения лассальянизма, который она выдает за марксизм.
- Раскол Интернационала произошел на Гаагском конгрессе в 1872 г.
- Все латинские федерации Интернационала восстали против Генерального Совета и пошли эа Бакуниным, так что Генеральный Совет Интернационала остался главным штабом без армии.
- Статья написана в 1912 году.
- Анархист Фердинанд Пеллутье занимает особое место в истории развития рабочего движения Франции, его можно считать отцом французского революционного синдикализма, продолжателями его дела были Э. Пуже, Ж. Ивто и целый ряд французских анархистов.
- В настоящее время имеется целый ряд таких работ на английском, французском и русском языках. Из работ на русском языке единственная, которая заслуживает быть отмеченной, прекрасная работа наших товарищей Критской и Лебедева: „История синдикального движения во Франции*4.
- Вильям Годвин, — (1756-1836) английский политический писатель, написал знаменитое исследование в 2-х томах: „Исследование политической справедливости и ее влияние на общую добродетель и счастье**, в которой развивал безгосударственные и коммунистические идеи. Считается отцом анархизма. „Исследование** Годвина на русский язык не переведено. С идеями Годвина русский читатель может ознакомиться по книжке Эльцбахсра „Анархизм**.
23—24. Годскин и Грей — английские писатели, в произведениях которых проводились идеи безгосударственности.
- АМЬЕНСКАЯ ХАРТИЯ. В интересах более точного выяснения истины мы считаем полезным привести здесь полный текст хартии.
„Амьенский конгресс Конфедерации подтверждает § 2 конституции В. К. Т.
В. К. Т. об‘единяет вне зависимости от какого-либо политического направления, всех трудящихся, являющихся сознательными сторонниками борьбы за уничтожение наемного труда.
„Конгресс считает, что эта декларация является признанием классовой борьбы, которая в экономической области противопоставляет восставших рабочих всем формам эксплоатации и притеснения, как морального, так и материального, к которым прибегает класс капиталистов в своей борьбе против пролетариата.
„Конгресс расскрывает в следующих пунктах конкретное значение этого теоретического положения.
„В своих повседневных требованиях синдикализм преследует задачу координации всех сил пролетариата, увеличение благосостояния трудящихся путем осуществления непосредственного улучшения его положения, выражающегося в совращении рабочих часов, в увеличении заработной платы и т. д.
„Но эта деятельность является только одной стороной синдикализма; синдикализм подготовляет вместе с тем полное освобождение, которое может быть достигнуто только путем экспроприации капиталистов; он отстаивает всеобщую забастовку, как средство борьбы, и считает, что синдикату, являющемуся в настоящий момент об’единением для самоващиты, в будущем суждена роль обвинения рабочих для производства и распределения и основной ячейки социального переустройства.
„Конгресс заявляет, что эта двойная работа, — работа повседневная и работа во имя будущего, вытекает из системы наемного труда, которая давит на рабочий класс и побуждает всех трудящихся, каковы бы ни были их философские и политические стремления, входить в основной орган рабочего класса, каким является синдикат.
„Следствием иэ этих положений является то, что по отношению к отдельным лицам Конгресс подтверждает полную свободу для каждого члена синдиката участвовать вне своей профессиональной организации в тех органах борьбы, которые отвечают его философскому и политическому мировоззрениям, ограничиваясь вместе с тем только требованием не вносить в синдикат тех теорий, которые он исповедует вне своей профессиональной организации.
„По отношению же к организациям Конгресс постановляет, что для того, чтобы синдикализм достиг максимальных результатов, необходимо, чтобы экономическая деятельность синдикатов была непосредственно направлена против буржуазного строя, и что конфедеральные организации, в качестве профессиональных об‘единений, должны выступать вне всякой связи с различными партиями и сектами, которым открыта свободная возможность бороться за перерождение общества вне Конфедерации и наряду с таковой“.
- Настоящая статья взята нами из журнала „Универсал41 (Jfil, орган всероссийской секции анархистов-универсалистов, февраль-март 1921 г., Москва). Статья принадлежит одному из друзей Кропоткина.
- Письмо к Дмитровским кооператорам впервые было напечатано Всероссийским Общественным Комитетом по увековечению памяти П. А. Кропоткина в однодневной газете: „П. А. Кропоткин11, вышедшей в Москве 8-го февраля 1922 года.
Так как Кропоткин до русской революции мало уделял внимания практической кооперации, это внимание он стал оказывать ей в России, то мы здесь, заграницей, не имеем достаточно данных, на основании которых мы могли бы дать точку зрения Кропоткина в этом вопросе, поэтому мы сочли нужным привести статью Ал. А. — на и настоящее письмо. Думаем, что предлагаемый материал дает достаточное представление о позиции Кропоткина в этом вопросе. Сравни эти документы с той частью письма к Гольдсмит, в которой Кропоткин говорит о кооперации.
- О позиции Бакунина во время франко-прусской войны 1870—1871 г. см. его соч. „Письма к французу11 и „Кнуто-германская империя и Социальная Революция14; изд. „Голос Труда11.
- „Бакунинцы11, о которых здесь говорит Кропоткин, это С. Степняк (Кравчинскии) и Ю. Клеменц. Они пошли волонтерами с боснийцами и герцоговинцами против турок. См. „Запис. и Револ.11 стр. 299.
- Араби—паша, египетский патриот, вышел из крестьянской (феллахской) семьи. Освободил египетские финансы от европейского контроля. Был противником вмешательства Англии, против которой поднял восстание, но в 1882 году был разбит, захвачен в плен и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на остров Цейлон.
- „Манифест 16-ти“ см. прим. 87.
- Домелла Ныовангуис, знаменитый голландский анархист, поборник антимилитаризма. Создал в Голландии Антимилитаристскую Лигу, которая в настоящее время составляет часть Международного Товарищества Рабочих (рев.-синд. Интернационал в Берлине) и носит название „Интернациональной Антимилитаристской Комиссии11; местопребывание Комиссии — Гаага, Голландия.
О Д. Ньювангуисе читатель может найти некоторые сведения в № 2—3
328
„Набата“ (орг. русск. анарх. комм., май—июнь 1915, Женева), который специально посвящен ему. Из работ Ньювангуиса на русский язык переведены: ,,Вопрос о милитаризме, и поведение анархистов и социалистов-револ. в случае международной войны11 („Доклады Парижскому анархия. Конгрессу 1899 года“; этот доклад входит в брошюру „Доклады Международн. Револ. Раб. Конгрессу 1900-го года“. Изд. Группы Русских Комм.-анарх., Лондон, 1902); Статьи в журнале „Набат“; „Основные принципы воспитанияв сборнике „Свободное Трудовое Воспи ание“, изд. „Гол. Труда“, ПБ.-М. 1921. Статья о милитаризме (точного названия не помню) в сборнике „Черное Знамя“. (Изд. „Свящ. Огонь** Ал. Морского, СБП. 1906 г.)
- Читатели, желающие более подробно ознакомиться со взглядами Кропоткина на форму и принципы организации анархистов в современном обществе могут извлечь нужные сведения: 1) из резолюции по организационному вопросу и брошюре „Анархисты и Русская Революция**, 2) из „Записок Революционера» стр. 316 и 3) из некоторых глав „Вел. Франц. Револ.**, как например, в главе о парижских секциях, об анархистах и нек. др.
- Издательство „Анархическая Библиотека» было основано в Женеве группою русских анархистов, главным образом Ал. Агабекяном. Позднее типографией заведывал Маевский; затем типография перешла в руки кружка, душою которого был Гогелия (Оргеиани) и Лид. Вл. Иконникова, жена Гогелии. В этой типографии „Анархической Библиотеки», кроме брошюр, печаталась и газета „Хлеб и Воля».
- Мы не уверены, но нам кажется, что печатаемое письмо Кропоткина к Г. Брандесу, появляется па русском языке впервые. Во всяком случав в великолепной Кропоткинской библиографии тов. Пиро оно не значится опубликованным по-русски. Настоящий перевод сделан тов. Мрачным с французского текста, напечатанного в “Les Temps Nouveaux».
- Письмо Кропоткина к Западно-европейским рабочим, согласно указаниям тов. Пиро, по-русски опубликовано не было, следовательно, это письмо печатается по-русски впервые. Перевод сделан нами с английского текста, опубликованного в “Kropotkin’s Revolutionary Pamphlets», издание Vanguard Press, Нью-Йорк, К сожалению наш перевод является переводом с перевода; издатели „памфлетов» почему то нашли нужным не перепечатать это письмо из “The Labour Leader», а перевести с французского текста, помещенного в “Les Temps Nouveaux». Мы, за неимением под руками оригинального текста, вынуждены были перевести письмо из нью-йоркского издания „памфлетов».
- Письмо к Рейгеру, голландскому анархисту, появляется по-русски впервые. Перевод сделан с французского тов. Мрачным.
- „Кропоткин о Русской Революции» — хотя этот документ п был уже опубликован в журнале „Рабочий Путь», (орган русских анархо-синдикалистов, X 5, июль 1923 года, изд. Комитета Защиты Анархо-Синдикализма при Международном Товариществе Рабочих, Берлин), мы, тем не менее, сочли нужным, принимая во внимание огромную ценность этого документа и библиографическую редкость „Рабочего Пути», перепечатать его в нашем сб., изменив название.
Редакция „Рабочего Пути», публикуя этот докумепт, предпослала ему следующее примечание:
„Пересылая нам, для опубликования в „Рабочем Пути», до сих пор еще не появившийся в русской печати набросок П. А. Кропоткина о значении Русской Революции, дочь его, Александра Петровна, пишет нам следующее:
„С некоторым колебанием решаюсь я опубликовать настоящий отрывок. Я боюсь, что он может показаться пессимистическим. Революции не являются результатом какого бы то ни было стремления к разрушению, или даже к быстрому изменению со стороны так называемых революционеров, но являются неизбежным последствием апатии тех, кто верит в эволюцию. Те, которые этого не понимают найдут в наброске моего отца доказательство „ужасов» революций. Постолько-же, несколько прогресс безжалостен по отношению к тем, кто „в пессимизме находит удовлетворение», не стоит и безпокоиться о том, что эти люди найдут иди не найдут в этом отрывке.
„Это было в Дмитрове вечером 23-го ноября 1920-го года. Отец мой позвал меня и мою мать чтобы мы выслушали то, что он написал. Он был сильно взволнован и голос его дрожал. Почерк подлинника, — всегда тонкий, правильный и красивый, почти неразборчив на первой странице; вся рукопись написана в порыве страсти. Из всех трагедий, которые я пережила в течение этих трех лет, — лет полных человеческими страданиями, скорее духовными, чем физическими, одна из самых глубоких трагедий, это борьба за уменье терпеть. Эту трагедию, как «я угадывала, переживал в мыслях своих мой отец, следя за движением огромного колеса истории. Его глубокая ■ активная любовь к всему человечеству сделала крайне мучительным для него переживание чужих страданий, которых он не был в силах ни облегчить, ни предупредить. Неизбежность развития революции, шедшей, с первых же шагов, по ложному пути и ведущему лишь к поражению и к реакции, была для его трезвого ума трагическим испытанием.
„В этом отрывке, однако, многое поучительно — не только для тех, кто уже заинтересован и изучении анархического идеала, но и для всех тех, в чьих умах интерес к Русской Революции возбудит неиссякаемый ряд вопросов и проблем.
Ясно, что настоящий набросок был написан не для опубликования. Он отвечает на некоторые поставленные вопросы и является лишь заметкой, написанной моим отцом для прочтения мне и моей матери».
А. П. Кропоткина.
- С. и С. — София Григорьевна, жена Кропоткина и Александра Петровна, его дочь.
- Джан Эдельман, архитектор по професии, известный английский анархист, редактировал газету “Solidarity*1 (Солидарность), которая после перешла в руки Мертво. Умер около 25-ти лет тому назад. См. о нем у Р. Рокера — „Иоганн Мост» (нем. иэд.).
- Даниил Де-Лион, редактор “People”, член социалистической рабочей партии Америки. Имея университетское образование, Де-Лион, благодаря своим знаниям и ораторскому искусству, имел большое влияние на рабочее движение Америки. Руководя „Социалистическим, профессиональным и рабочим альянсом», он добился слияния этого альянса с Индустриальными Рабочими Мира. Но так как Де-Лион стоял на точке зрения подчинения экономического действия политическому и за руководство партии союзами, то на этой почве в 1918 году, на 4-ом конгрессе И. Р. М„ произошел раскол. Де-Лион вместе се своими сторонниками об’явили себя истинными И. Р. М. и обосновались в Детройте. До 1915 г. существовали две организации И. Р. М. Со смертью Де-Лиона, детройтские И. Р. М. изменили свое название на „Рабочий Интернациональный Индустриальный Союз».
О Де-Лионе н его деятельности читатель может найти много сведений в документальной истории И. Р. М„ написанной Полем Фредериком Бриссенденом (“The I. W. W. A. study of American syndicalism, N. Y. 1920”), a так же в популярной и тоже очень документальной „Истории Индустриальных Рабочих Мира» нашего товарища Якова Старика. (Изд. Испол. Ком. Русских От-
330
делов И. Р. М. Чикаго, Илл. 1921 г.)
- Ирон, проф., известный американский социалист, основатель извести, в Ныо Норке „Рейд скул4*. Проф. Ирон был председателем на лекции Кропоткина.
- Яков Гордин, известный еврейский писатель-драматург. Его драма „Сатана44 была запрещена царской администрацией к постановке на русской сцене. Умер в 1911 году.
- „Олрайтник44 — человек, которому хорошо живется. От англ, “all- right” что значит все хорошо, все обстоит благополучно.
- Иоган Мост, известный немецкий апархист, эмигрировавший в Америку, где издавал газету “Freiheit”. Имел большое влияние на развитие анархического и рабочего движения в Америке. Биография Моста написана Рокером, см. прим. №116. В русских революционных кругах имя Моста известно по брошюре „Религиозная язва44. Мост в резком тоне писал против Беркмана за его акт, за что был избит хлыстом Эммой Гольдман.
- Александр Беркман, известный американский анархист, выходец из России. Совершил террористический акт—покушался на фабриканта Фрика, во время забастовки рабочих в Гомстеде. Был осужден на 22 года тюрьмы. Освобожден до срока. Затем американская буржуазия пыталась замешать его в дело Муни- Биллингс. Выслан из Америки в Россию в 1919 году, где прожил несколько лет, а затем „диктатура пролетариата44 вынудила его оставить страну коммунизма.
- Во время представления в мадридском театре Лисео „Вильгельма Телля“, 7-го ноября 1893 года, Сантьяго Сальвадор-и-Франш бросил с галлереи в оркестр две бомбы Орсини, которыми было убито много зрителей. Сальвадор избежал ареста, но позднее был арестован и повешен.
- Брюссельский интернациональный социалистический конгресс состоялся в 1891 году.
- Бурская война происходила в 1899 — 1900. Три южно-африкапские республики, из них самой значительной являлся Трансвааль, основанная в 1852 году голландскими выходцами (боэрами-крестьянами), после героической борьбы, никем не поддержанные, были разбиты и присоединены к английским владениям. В настоящее время они находятся в полузависимом состоянии от Англии.
- Анархический конгресс в Амстердаме состоялся 24—31 августа 1907 года. Отчет о конгрессе русский читатель может найти в „Буревестнике44 №№6-7. (Женева, ноябрь 1907 г.) Конгресс избрал Интернациональное Бюро, в которое входили: Малатеста, Рудольф Рокер, Александр Шапиро (секретарь), Джон Тернер и Г. Вилквет. Следующий анархический конгресс должен был состояться в августе 1914 года, но война помешала этому и само Интернациональное Бюро фактически распалось. Затем Интернациональный анархический конгресс был созван в декабре месяце 1921 года в Берлине. Этот Конгресс не дал никаких положительных результатов и анархическое движение фактически не имеет никакого органа международной связи, кроме Международного Товарищества Рабочих (революц. синдикалистский интернационал, Берлин, куда входят анархисты многих стран, не как анархисты, а как деятели профессионального движения.
- В настоящем сборнике читатель найдет достаточно материала, который освещает позицию Кропоткина во время войны. См. Статью М. Пьерра и письма.
- Андрю Корнеги — американский мультимиллионер.
- См. прим. № 46.
- Кропоткин приехал в Россию 30 мая (12 июня) 1917 года. Н. Авдеев, [„Революция 1917 года (хроника событий), апрель-май, том II, гос. изд. 1923 г.], на основании газетных отчетов, так описывает встречу Кропоткина в Петрограде.
„В Петербург, из-за границы, после 42 лет изгнания, приехал известный анархист князь П. А. Кропоткин. Его встречали представители анархических групп, министры Керенский и Скоболев, почетный караул одного из гвардейских полков, масса парода с цветами и знаменами, представители социалистических партий и делегаций различных общественных организаций и политических групп44. Все вдесь верно, за исключением одного — анархисты, расходясь с Кропоткиным в вопросе войны, не посылали своих официальных представителей встречать своего учителя. Такой поступок мне теперь кажется глупым и ребяческим.
Кропоткин всей душей рвался в Россию, он надеялся на свои физические силы и имел в виду принять в революции самое активное участие. Причем, главной целью своей деятельности он ставил борьбу с Германией, как это видно из следующей телеграммы:
ТЕЛЕГРАММА ГАЗЕТЕ „РЕЧЪи.
18131 марта, 1917.
Так как в настоящее время мне невозможно приехать в Россию вследствин военных событий, то я прошу дать место в вашей газете этим строкам.
Я прочитал, что Россия находится в опасности. Германский император сосредотачивает войска, чтобы пойти на Петроград и восстановить господство абсолютизма. Абсурдно говорить о миролюбивых намерениях Германии, пока она находится под самодержавным управлением Гогенцоллернов.. Мужчины, женщины, дети России, спасите нашу страну и цивилизацию от черных сотен центральных империй!
Нельзя терять ни одного часа. Противопоставьте им крепкий объединенный фронт. Теперь, когда вы так доблестно справились с внутренними врагами, каждое усилие, которое вы сделаете для изгнания вторгшихся врагов, послужит х утверждению и дальнейшему развитию нашей свободы и к прочному миру.
Я. Кропоткин.
- Эмма Гольдман пе уверена, но предполагает, что это был Август Бебель.
56-57. Московское Государственное Совещание было открыто в середине августа 1917 года. Цель совещания — организация твердой власти и попытка об’единення „живых общественных сил” и „государственно мыслящих элементов44. Кропоткин присутствовал на этом Совещании в качестве почетного члена или, как грубо выражается Суханов, в качестве „иконы русской революции44. Кропоткин произнес небольшую речь, о содержании которой мы имеем в настоящее время очень смутное представление, материалов же Совещания не имеем под руками, а потому и воздерживаемся от передачи своими словами речи Кропоткина.
- “Zukunft” (Будущее) — еврейский социал-демократический журнал, кед. в Нью-Йорке.
- В русск. изд. „Гол. Труда44 эта глава „Речей Бунтовщика44 носит название — „К молодым людям44.
- “Arbeiter Freund” (Друг Рабочего) — еврейская анархическая газета, изд. в Лондоне, редактором которой одно время был Р. Рокер (немец). В течении последних лет газета была приостановлена, теперь снова выходит.
- Товарищ, заведовавший в то время типографией.’
- Коллективная подпись членов группы „Студентов социалистов-револю- ционеров-интернационалистов44.
- 44Т. N.” — газета “Temps Nouveaux”, издававшаяся Ж. Гравом, Жирар — один из ближайших сотрудников газеты.
- Соня — София Григорьевна, жена Кропоткина.
- Газета, издававшаяся в Италии Малатестой.
- Французский писатель.
- Tom Mann (Том Манн) — английский социалист, организовавший
332
рабочих грузчиков в доках, до того времени остававшихся вне движения трэд- юнионов. Был в Москве на учредительном конгрессе Профинтерна в 1921 году. Вместе с другими делегатами конгресса ходил к Ленину с требованием освобождения голодавших в Таганской тюрьме анархистов, которые впоследствии были высланы заграницу. См. об этой истории брошюру Г. П. Максимова (Гр. Лапоть) „За что и как большевики изгнали анархистов из России?» Изд. анархо-коммун. групп, Ныо-Иорк, 1922.
- Анархическая газета ‘Теге Peinard”, издававшаяся Эмилем Пуже.
- Pain gratuit — даровой хлеб. Во Франции в это время велась, по инициативе некоего Barrucand, агитация в пользу дарового хлеба для всех и многие увлекались этой агитацией.
- „Кто идет в парламент — идет парламентером, кто идет парламентером, идет на соглашение».
- Annual — годичный.
- A la Bismark, Liebknecht-Плеханов — на манер Бисмарка, Либкнехта-Плеханова.
- Very anarchistic — очень анархическим.
- Буржуа-спенсерьянцы — последователи английского философа Герберта Спенсера.
- Бывшие анархисты, отошедшие от движения.
- Базаров — герой романа Тургенева „Отцы и Дети».
- Бывший анархист, ставший впоследствии очень умеренным социалистом.
- „Прощай, Брус, прощай, Баррюкан, прощай, Мерлино; делай, что хочешь, мы же продолжаем наше дело, и в день великой битвы мы окажемся в противоположных лагерях».
- Красное внамя было символом революции для всех оттенков социализма, в том числе и анархического социализма. Черное знамя введено французскими анархистами. Кропоткин признавал только красное знамя, знамя Интернационала. Мне кажется, что черному знамени, цвет которого обозначает траур, совсем не подходит быть знаменем анархизма и противоречит его светлому идеалу.
- Анархическая газета иного склада, чем “Temps Nouveaux”.
- М. Р. — один из товарищей, писавших в “Temps Nouveaux” по этому вопросу.
- „Все — социалисты».
- „Все — анархисты».
- „Эта была последняя карта монархизма». Буланжпзм — оппозиционное движение, отчасти фашистского типа (по современной терминологии), возглавлявшееся во Фрапции генералом Буланже; буланжпзм имел место в конце 80-х годов.
- Золотарев, сотрудник еврейской анархической газеты “Freie Arbeiter Stimme” („Свободный Рабочий Голос»). Публицист и философ. После погромной волны в России, начиная с кишиневского погрома 1903 года, стал отходить от анархизма к национализму. Умер в Нью-Йорке несколько лет тому назад.
- Письмо написано по-английски и писалось под диктовку П. А. Рукою самого Кропоткина написана только последняя фраза и приписка.
- О каких „провалах» говорит здесь II. А. — установить нс удалось; Запрошенный по этому поводу т. Яновский ничего об этих провалах не энает.
- Имена этих товарищей установить не удалось.
- Кто эти „прекрасные люди», приехавшие из Америки, установить не удалось.
- При всем старании не удалось добыть подробностей, освещающих отказ
русских социал-демократов перевозить анархическую литературу в Россию.
- Письмо не имеет подписи, что дает основание предполагать об утере конца.
- Два письма Л. Наделя к Кропоткину и ответное письмо последнего см. стр. 279.
- Речь идет о деньгах (£100), о получении которых Кропоткин извещает Золотарева и Яновского в письме от 4-го фев. 1905.
- Женевцы — издательская анархо-коммунистическая группа, издававшая журнал „Хлеб и Воля“ (1903 — 1905) и брошюры по анархизму. Группой изданы следующие брошюры и книги:
- П. Кропоткин, Государство, его роль в истории.
- Жан Грав, Будущее общество.
- Ж. Герциг, Парижская Коммуна.
- К. Илиашвили (К. Оргенанп), Памяти чикагских мучеников.
- Его-же, 0 революции и революционном правительстве.
- П. Кропоткин, Бунтовским дух.
В состав группы входили К. Оргенапи (Гогелия), Лидия Влад. Иконникова (Л. И—ва), жена Гогелия, и ряд других товарищей.
- Лица, близко стоявшие в то время к Кропоткину, в их числе и С. Яновский, ничего не знают об этих „путях4*.
- “Freie Arbeiter Stimme” („Свободный Рабочий Голос**) — еженедельная еврейская анархическая газета в Нью-Йорке, редактором которой долгое время был С. Яновский. Газета основана 5-го октября 1899 года и продолжает выходить до сих пор; газета принадлежит еврейской анархической федерации Сев. Америк. Соед. Штат, и Канады. Считается газета анархо-коммунистической, но фактически эта газета является „свободной трибуной** для „свободомыслящих** всех направлений и оттенков.
- „Листки** — журнал русских коммунистов-анархистов «Листки „Хлеб и Воля**», издававшийся в Лондоне (1906 — 1907) под редакцией Кропоткина. Издание — двухнедельное.
- „Хлеб и Воля** — журнал, орган русских анархистов-коммунистов, издававшийся в Женеве, Швейцария, русскими эмигрантами, организованными в группу того же наименования. Журнал выходил с 1903 года по 1905 г. под редакцией Г. Гогелия (см. прим. 101) и при ближайшем сотрудничестве П. Кропоткина. Издание прекратилось из за от’езда в Россию редактора и др. членов группы.
После прекращения издания журнала „Черный Передел**, последний номер (X 5) которого вышел в декабре 1881 года, русское анархическое движение оставалось без печатного органа в течении 22-х лет и журналу „Хлеб и Воля * выпала честь восстановления русской анархической прессы и русского анархического движения, на которое журнал оказал огромное влияние.
- Тьер, французский историк, член Версальского Собрания, влиятельное лицо в правительстве, вдохновитель зверской расправы над Парижской Коммуной 1871 года. Лидер Орлеанистов. После подавления Коммуны, благодарная буржуазия выбрала его президентом 3-ей республики. См. Артур Арну, Народная история Коммуны, Эли Реклю (брат Элизе Реклю), Парижская Коммуна изо дня в день.
- Об этом факте не удалось добыть никаких проливающих свет сведений.
- Гогелия, Г., (литературные псевдонимы — К. Оргеиани, К. Илиашвили, К. И — ин) — редактор журнала „Хлеб и Воля** (см. прим. 98), который был приостановлен из за от*езда Гогелия в Россию. Потом, носле его возвращения
334
и Женеву, делались попытки это издание возобновить (см. прим. 102, Воззвание), но Гогелия заболел чахоткой и попытка успеха не умела. Тогда было решено издание журнала перенести в Лондон, а редактирование поручить Кропоткину. Когда издание перешло в Лондон и в другие редакторские руки, то было решено изменить и название журнала. Это изменение в названии выразилось в прибавлении к старому названию слова „Листки» (см. прим. 97). Гогелия, грузин но национальности, является пионером грузинского анархического движения и был широко известен на своей родине. (Об анархическом движении в Грузии см. его статью — К. Оргеианн, „К истории анархического движения в Грузин», помещенную в „Альманахе. Сборник по истории анархического движения в России», т. I 1909 г.). На грузинском языке его перу принадлежит следующие работы: 1) „Профессиональные союзы и их значение. Синдикализм.» 2) „Принципы анархизма», 3) „Из истории рабочего движения. Интернационал», 4) „Критика социал-демократии», 5) „Принципы социализма», 6) „Рабочее движение и социал-демократия», 7) „История Интернационала». Кроме того, ряд статей в грузинских журналах и газетах. Вся анархическая деятельность Гогелии, кроме краткого периода „бури и натиска», протекла заграницей, где, между прочим, он получил высшее агрономическое образование. Гогелия сотрудничал почти во всех русских заграничных изданиях: «Листки „Хлеб и Воля»», „Буревестник», „Рабочее Знамя», „Рабочий Мир». Помимо великолепных статей, печатавшихся в указанных изданиях, его перу принадлежит ряд великолепных брошюр: 1) „О рабочих союзах», 2) „Памяти чикагских мучеников», 3) „О
революции и революционном правительстве», 4) „Бак и из чего развился революционный синдикализм», 5) „Всеобщая Стачка». Гогелия вернулся в Россию в 1917 году совершенно разбитым физически и не мог принимать активного участия в революции, на подготовку которой отдал все свои годы, и он от этого морально очень страдал. В России Гогелия напечатал несколько статей в „Голосе Труда», „Вольном Голосе Труда» и в „Телеграфе». В 1918 году, он, по предложению анархической организации „Набат», подготовил для издания большой том своих работ и вручил их тов. Волину. Но случилось так, что все его произведения, среди них были и неопубликованные еще рукописи, па Украине затерялись. Друзья скрыли от него это несчастье, которое он едва ли перенес бы. Гогелия жил в России в полной нищете, голоде и холоде, забытый друзьями и товарищами по движению. Это он чувствовал и понимал…. Трагичны были его последние годы. Умер Гогелия совсем еще молодым, 41 — 42 лет; умер одиноким, хотя и на родном своем Кавказе, 21-го декабря 1921-го года.
Долг и обязанность русского анархического движения собрать и издать все его произведения с подробной биографией.
- Воззвание, написанное Кропоткиным гласит следующее (приводим его целиком):
ВОЗЗВАНИЕ.
Дорогие товарищи!
Со всех сторон до нас доходят из России просьбы, и требования начать заграницей издание журнала, который помог бы товарищам разобраться в различных течениях намечающихся в современном анархизме. И вот, после нескольких совещаний, мы решили возобновить Хлеб и Волю, — но уже не в форме газеты, которая, при теперешних трудностях ввоза в Россию, скоро теряет интерес, а в форме ежемесячного журнала, дающего, — рядом с хроникою движения в России и заграницею, — ряд статей, посвящаемых разработке насущных теоретических вопросов современного анархизма.
Товарищи, работавшие в Хлеб и Воля со времени ее основания, соглашаются,
все, сотрудничать и всячески помогать этому журналу, и редакцию его берет на себя Гогелия. И вот мы пишем вам, дорогие товарищи, прося вас помочь нам, и сотрудничеством, и подпискою.
Мы хотим выпускать ежемесячную книжку, в 64—80 страниц, и на это, при общем добром желании, хватит наших литературных сил; но денег у нас нет, и мы расчитываем только на поддержку наших товарищей, особенно в Америке.
Мы думаем, что хотя печатание и рассылка будут обходиться ежемесячно до 100 долларов, но если только журнал удовлетворит требования русских товарищей, рассыпанных по всему свету, он сможет продержаться.
Поэтому я пишу вам, дорогие товарищи, прося вас сделать все возможное, чтобы помочь нам выпустить немедленно первый номер и следующие два — три номера, в месячные сроки, и чтобы распространить эти номера.
Мы, с своей стороны, употребим наши силы, чтобы ответить запросам па такой журнал, поступающим отовсюду.
Братский привет.
П. А. КРОПОТКИН Г. ГОГЕЛИЯ М. КОРН[*])
- См. прим. 101-ое
- “Grand revue” — большой ежемесячный французский журнал.
- “Revolution” — газета, которую издавал Пуже.
- Пужэ, Эмиль, — французский анархист, весьма влиятельный деятель французского рабочего движения. Один из крупнейших теоретиков революционного синдикализма. Один из устроителей международного рабочего конгресса 1900 года. Издавал популярную во Франции газету “Рёге Peinard”, редактировал журнал “La Voix du Peuple”, орган федерации парижских рабочих союзов. Издавал и редактировал целый ряд других газет и журналов. Вместе с Э. Пато написал синдикалпсткую утопию: „Как мы совершим революцию44, (по-русски в издании „Голоса Труда44, ПБ.-М. 1920), о которой Кропоткин отзывался с большой похвалой. Кроме этого на русском языке имеется ряд его статей, которые в 1922 году были собраны и изданы „Голосом Труда44 в одной книге под общим заглавием: „Основы Синдикализма44.
- Статья о еврейском национализме была написана Кропоткиным для газеты “Freie Arbeiter Stimme”, справлявшей 10-ти летний юбилей своего существования. Она опубликована в юбилейном номере от 5-го октября 1909 г.
- „Милая девушка44 — некая Штейнбаум, сионистка, сотрудничавшая некоторое время в газете “Freie Arbeiter Stimme”.
- Жена Кропткина — София Григорьевна, урожденная Ананьева-Рабинович.
- По всей вероятности это была Стэфа, бежавшая из Сибири. Ныне к движению не имеет касательства.
- А. М. Шапиро — анархист, проживал тогда в Лондоне и состоял членом еврейской анархической группы и членом общества помощи заключенным и ссыльным анархистам России; издавал вместе с Кропоткиным литературу, на русском языке. В 1907 г., на Амстердамском анархическом конгрессе, был избран секретарем Интернационального Анархического Бюро, которое распалось из-за войны. Во время войны был арестован в Англии за антимилитаристскую пропаганду. В 1917 г. приехал в Россию и примкнул к анархо-синдикалистскому течению. Состоял членом группы и издательства „Голос Труда44. Принимал
[*] Оба уполномочили меня подписаться за них. (Примечание Кропоткина).
336
участив, как сотрудник и соредактор газеты п журнала „Голос Труда“. Одпн И8 членов-учрвдителей Международного Товарищества Рабочих и его секретарей. Выслан из России и проживает заграницей. Сотрудничает во многих анархических, революционно-синдикалистских газетах различных стран. Редактировал во Франции орган М. Т. Р. “La Voix du Peuple”.
- “The Terror in Russia» — политический памфлет, написанный Кропоткиным, в котором он разоблачил „карательную вакханалию» царского правительства и его Ренненкампфов. Памфлет имел шумный успех и за короткое время выдержал несколько изданий на английском языке и был переведен на французский и итальянский языки. Русского перевода не имеется.
- Здесь Кропоткин делает ошибку — “Freie Arbeiter Stimme” справляла не 25-ти летний юбилей, а только лишь 10-ти летний.
- Речь идет о Лондонском анархическом „Красном Кресте», т. е. о комитете помощи политическим заключенным н ссыльным. В этом деле Кропоткин принимал довольно живое участив на протяжении нескольких лет, приблизительно, с 1907 года по 1910 год.
- Недоразумение было настолько ничтожно, что о нем не помнят ни Яновский, ни А. М. Шапиро.
- Рокер, Рудольф — германский революционер — анархист, долгов время проживал, как политический эмигрант, в Лондоне, где сблизился с Кропоткиным. Живя в лондонском „гетто», Рокер научился еврейскому языку и долгое время был редактором лондонской еврейской газеты “Arbeiter Freund». Написал ряд книг на еврейском языке и в истории развития еврейской литературы занимает ныне очень видное место. Живя в Лондоне, Рокер принимал участие в делах Комитета Помощи ссыльным и заключенным русским анархистам, что делает и теперь, живя в Берлине. Во время мировой войны был арестован, как немец, и содержался в лагере военно-пленных. Об этом периоде жизни написал большую книгу воспоминаний “Hinter Stacheldraht und Gitter”. После германской революции 1918 года вернулся в Германию и примкнул к анархо- синдикалисткому движению. Он является одним из основателей Международного Товарищества Рабочих (Берлинский анархо-синдикалисткий Интернационал), генеральным секретарем которого состоит и до сих пор. Прекрасный писатель н великолепный оратор. Из больших его работ следует указать на большую книгу: “Johan Most. Das Leben eines Rebellen”. На русский язык переведена его брошюра: „Сущность федерализма в противовес централизму. Анархизм и организация». Кроме того, он сотрудничал в некоторых русских анархических изданиях, как например, „Рабочий Путь», „Анархический Вестник» и некоторых других.
- Установить фамилию „приезжего из Госсии» лица не удалось.
- Анархический комитет помощи политическим заключенным и ссыльным анархистам.
- Хрулев, начальник Главного Тюремного Ведомства того времени.
- Биологическая теория проф. Вейсмана, названная по его имени „вейсманизмом», трактующая вопрос наследственности. По мнению Вейсмана между клетками, из которых развивается новый организм (зародышевые клетки) и всеми остальными клетками (соматические), из которых состоит весь материнский организм, существует основная разница. Эта теория недопускает никакой возможности передачи по наследству благоприобретенных особенностей. Вейсман допускал существование „материи, обладающей душой» и „беземергной зародышевой плазмы», при помощи которых он хотел примирить два непримиримых припципа: принцип механической теории — причинность, с принципом
виталистической теории — преднамеренностью.
- “Nineteenth Century and After” — научный, литературный н политический журнал, один ив самых крупных журналов Англии, издававшийся Knowles, (о знакомстве Кропоткина с Knowles, см. „Записки Революционера44, стр. 395, изд. Гол. Труда44). Кропоткин очень часто сотрудничал в этом журнале, а после смерти Гекели взял на себя руководство научным отделом. В этом журнале Кропоткин печатал исследования о взаимопомощи, по этике, аграрному вопросу, политической экономии и др. областям науки.
- Борис Лебедев, — зять Кропоткина, музыкант, по убеждениям соц.- рев., в настоящее время состоит в партии большевиков. В Лондоне принадлежал к Тургеневскому О-ству. Развелся с А. П. Кропоткиной вскоре после смерти П. А.
- Брошюра Кропоткина „Анархия44, изд. «Листков „Хлеб и Воля44» 1912 г. Лондон; стр. 67, 8.
- Речь идет о Марии Исидоровне Корн и ее брошюре „Борьба против капитала и государства44.
- Кропоткин вместе с А. М. Шапиро занялся издательской деятельностью и выпускал популярные брошюры по анархизму. Брошюры издавались под фирмой „Изд. Листков Хлеб и Воля44 Лондон. Всего было издано 9-ть брошюр:
- „Русская Революция и Анархизм44,
- П. Кропоткин, Парижская Коммуна,
- К. Оргеиани, О рабочих союзах,
- М. Корн, Революционный синдикализм и анархизм,
- Ее-жс, Борьба с капиталом и властью,
- К. Оргеиани, Об интеллигенции,
- К. Кочегаров, Аграрная программа Анархистов-Коммунистов,
- В. Забрежнев, Об индивидуализме,
- П. Кропоткин, Нравственные начала анархизма.
- В. И. Забрежнев—Федоров, анарх.-коммун., автор брошюры „Об индивидуализме44. С 1919-20 года вошел в партию большевиков.
- Имеется ввиду брошюра А. Кочегарова (А. А. Карелина) „Аграрная программа Анарх.-комм.44.
- Речь идет о лондонской типографии „Листков Хлеб и Воля44.
- Кропоткин, с помощью М. Неттлау, разработал план издания полного собрания сочинений М. А. Бакунина на русском языке. Однако, предприятие не имело успеха из-за отсутствия средств. Кропоткину удалось выпустить только первый том, на издание которого деньги дал А. М. Сажнн (А. Росс), близко стоявший к Бакунину.
- Д-р Макс Неттлау, анархист, друг Кропоткина. Неттлау является единственным библиографом анархической литературы и несравненным знатоком первого Интернационала и Бакунина. Неттлау потратил массу средств и лет на собирание материалов, относящихся прямо или косвенно к Бакунину, написал монументальную биографию Бакунина, которая имеется лишь только в некоторых национальных библиотеках в литографированном виде, так как не было средств на ее издание. Этот монументальный труд ждет своего издателя в течении многих лет. Работа представляет огромный интерес для анархического движения и очень желательно видеть ее изданной хотя бы на одном из европейских языков. Неттлау обладает огромной эрудицией в области исторического развития анархических идей и анархического международного движения. Из произведений Неттлау следует еще упомянуть немецкое издание соч. Бакунина под его редакцией, библиографию анархической литературы, “Der Verfruhling der Anar- chie”, “Enrico Malatesta, das Leben eines anarchisten” и работа об
338
9лнвб Реклю. Эти книги заслуживают быть переведенными на русский язык и чем скорее это будет сделано, тем лучше для нашего движения. До сих пор, не считая нескольких статей, помещавшихся в некоторых анархических журналах заграницей, имя Неттлау известно русским анархическим кругам только по брошюре „Взаимная ответственность и солидарность в борьбе рабочего класса*4.
- Современная наука и анархия.
- Сток — крупное французское буржуазное издательство, издавшее ряд сочинений Кропоткина, Ж. Грава, полное собрание сочинений Бакунина под редакцией М. Неттлау (исключая 1-ый том, который вышел под редакцией Дж. Гильома), полное собрание сочинений Кордероя и пр. В настоящее время такой литературы больше не издает.
- Поля, Фабрики и Мастерские.
- Нелсон — крупное английское книгоиздательство, известно своими дешевыми, одношиллинговыми изданиями серьезных книг и классической литературы. Издало сочинение Кропоткина — „Поля, фабрики и мастерские44.
- Энрико Малатеста, итальянский анархист, знаменитый революционер,
теоретик анархизма, сподвижник Бакунина и друг Кропоткина, с которым разошелся из-за приятия Кропоткиным войны…………………………………………………………………………………………………………………….. Кропоткин пишет
здесь о М&латесте потому, что он был арестован и подлежал высылке по делу знаменитого неудавшегося „экса44 в восточной части Лондона, в котором участвовали анархисты-эксисты. Один из участников экса был убит при перестрелке, двое сгорели в доме, в котором засели и отстреливались. Между прочим участником этого экса был и знаменитый в 1918-21 гг. чекист Петерс. Убитый анархист работал в электротехнической мастерской Малатесты, в связи с этим Малатеста и был арестован. Это событие имело место при министерстве Асквита, в котором Мак-Кенна был министром внутренних дел.
- Дочь Кропоткина — Александра Петровна.
- „Современная наука и анархия44.
- „Завоевание Хлеба44 — название книги „Хлеб н Воля44, данное Э. Реклю. Под этим названием книга издается на всех почти иностранных языках. Первые русские издания носили тоже самое название, что приводило незнакомых с анархизмом в заблуждение — так видный большевик Скворцов-Степанов, в некрологе, посвященном Кропоткину, перечисляя произведения Кропоткина, рядом с „Завоеванием Хлеба44 поставил, как отдельную книгу, „Хлеб и Воля44.
139 Речь идет о митинге, устроенном “Fr. Arb. St.”, в честь семидесятилетия со дня рождения Кропоткина.
- Это письмо опубликовано в одном из декабрьских номеров „Freie Arbeiter Stimme44.
- Вера Николаевна Фигнер (род. 1852 г.) одна из замечательнейших русских женщин, революционная деятельница, активная участница движения „Земли и Воля44 и главным образом „Народной Воли44. В революционном движении находилась с 1876 г. по 1883 г. Принимала видное участие во всех предприятиях партии „Народной Воли44, а после 1-го марта 1881 г. — руководящее участив. В 1884 году была приговорена к смерти, которая была заменена крепостью. Наказание отбывала в зпаменитой Шлиссельбургской крепости, откуда по прошествии 20 лет, была выслана, в 1904 г., в Архангельск. В настоящее время проживает в Москве. Состоит почетным председателем музея имени П. А. Кропоткина. Написала „Стихотворения44 и интересные, великолепные с художественной стороны воспоминания „Студенческие годы44 и двух-томный „Запечатленный труд44.
- Феликс Волховский — революционер-народник, революционный писатель.
Привлекался по нечаевскому процессу и по процессу 193-х. Проживал, в описываемое Кропоткиным время, в Лондоне и состоял редактором фонда вольной русской печати.
- Художник, имени которого Кропоткин не упоминает, по всей вероятности, был Пастернак.
- Ленские убийства, известные в истории под именем „Ленских событий”, произошли 4-го апреля 1912 года в Бодайбо, Сибирь. Рабочие золотых приисков Ленского товарищества 29-го февраля 1912 года об’явили забастовку по причине выдачи недоброкачественной провизии. Общее собрание, па котором принимало участие свыше 5,000 человек, постановило требовать от товарищества 8-ми часовой рабочий день, увеличение платы на 30%, вежливое обращение с рабочими и удаление 26 враждебных рабочим служащих. Требования были отклонены и забастовка затянулась. 1-го апреля был арестован стачечный комитет, возмущенные рабочие направились на Надеждинский прииск с требованием освобождения арестованных. Обезоруженных рабочих встретили войска под командой ротмистра Трещенко, который приказал солдатам стрелять в рабочих — солдаты убили 270 человек и ранили 250. В знак протеста против зверской расправы правительственных войск с безоруженными стачечниками по всей России прокатилась волна стачек.
- Царское правительство судило матросов, участников восстания черноморского флота, вернувшихся в Россию из Румынии, куда они бежали после подавления восстания.
- Установить это общество нам не удалось.
- Кочегаров — Аполлон Андреевич Карелин, известный русский анархист вольно-общинник, родился в 1864 году, умер 20-го марта 1926 г. в Москве.
Некоторые сведения биографического характера о Карелине читатель может найти в статье А. Солоновича: „Памяти А. А. Карелина”, „Пробуждение” X 1, апрель 1927, Детройт, Мич.
- Кропоткин здесь снова делает ошибку — ,,Fr. Arb. St.” праздновала не 25-ти летний юбилей, а 15-ти летнюю годовщину своего существования.
- Гунны — азиатский народ, руководимый Аттиллою (447 г.), опустошил почти всю Европу. Здесь Кропоткин этим именем называет немцев.
- Отношение М. А. Бакунина к франко-прусской войне 1870-71 г. читатель может найти в „Письмах к Французу” и в „Кнуто-Германской Империи и Социальной Революции”. Изд. „Голос Труда”, т. т. II, IV.
- Джузеппе Гарибальди (1807-82) — итальянский патриот-революционер, всю жизнь боровшийся за освобождение Италии от австрийского и папского ига и за создание об’единенной Италии. В 1870 году помогал Франции в борьбе с Пруссией. Был близок с Герценом и Бакуниным. Писал романы, на русский язык переведен его роман — „Иго монахов”.
- Вильгельм Либкнехт (1826-1900) — один из основателей и вождей Германской социал-демократической партии. Был осужден на Брюссельском конгрессе Первого интернационала за клевету против Бакунина. Редактор многих партийных органов, блестящий оратор; в течении долгих лет был членом рейх- етага.
- Август Бебель — вождь немецкой социал-демократической партии, вышел вз рабочей среды. Замечательный оратор, писатель. Из его большого числа брошюрь и книг наибольшей популярностью пользуется „Женщина и Социализм”. Долгие годы состоял членом рейхстага.
- АНДРЭ ЖИРАР, анархист, секретарь редакции “Lee Temps Nouve- aux”, анархо-коммунистический журнал, редактировавшийся Ж. Гравом.
340
- “L’Humanite” („Человечество4*) — оффициальный орган французской социалистической партии, основан Жаном Жоресом. После конгресса партии в Туре, который состоялся в последних числах декабря месяца 1920 года, и на котором громадное большинство — 3,208 голосов против 1,022 — высказалось за присоединение к Московскому Коминтерну, произошел раскол. Большинство приняло новое название — партия социалистов коммунистов, к нему перешла газета “L’Humanite”, которая до сих пор является оффициальным органом коммунистической партии Франции.
- Карл Каутский (род. в 1854 г.). По национальности чех, экономист, историк, виднейший теоретик немецкой социал-демократической партии и духовный отец современной международной социал-демократии. Написал много трудов, которые почти все переведены на русский язык. Наиболее замечательными работами Каутского считаются „Аграрный вопрос44, „Экономическое учение Маркса44, „Путь к социализму44; из работ последних лет заслуживают упоминания: „От демократии к государственному рабству44, „Терроризм и коммунизм44, „Пролетарская революция44. Во время войны разошелся с большинством партии и до об’единения состоял членом Независимой Соц.-Дем. партии Германии.
- Эдуард Бернштейн (род. в 1850 г.) — один из теоретиков и вождей немецкой социал-демократии. Основатель, так называемого, „ревизионизма44 в марксизме, принципы которого изложил в „Предпосылках социализма44. Бернштейн требовал пересмотра программы и тактики партии в духе примирения и компромисса. Это требование вызвало сильное сопротивление большинства партии, однако, с годами, незаметным образом, бернштианство стало основой немецкой социал-демократии.
- 44The Outlook” — еженедельная газета, издававшаяся в Ныо-Иорке. В начале 1916 года эта газета опубликовала интервью с Карлом Либкнехтом, Карлом Каутским и Эдуардом Бернштейном об общем положении Германии и о взгляде немецкой социал-демократии на международную войну. Все они, ища извинения самим себе, жаловались на безсилие немецкой социал-демократии: „мы ничего не сможем сделать44, говорили они. Через некоторое время после опубликования этого интервью, Бернштейн и Каутский выступили с энергичным опровержением (см. берлинский “Vorverts” от 27-го февраля 1916 года), в котором категорически отрицали интервью с представителем “Outlook”. Лпбкнехт также опротестовал это интервью, поместив соответственное заявление в социал- демократическом журнале “Volksfreund”, выходившем в Броневике (Соед. Штаты). „Я.никогда не был интервьюирован представителем “Outlook”, писал Либкнехт в письме от 27-го февраля 1916 года.
Представитель “Outlook” продолжал настаивать на своем и в своем письме в редакцию утверждал: „Интервью с Либкнехтом, Каутским и Бернштейном, опубликованное в вашей газете от 26-го января 1916 года, произошло именно так, как оно описано. С Либкнехтом я имел беседу в его бюро Рейхстага, а Каутский и Бернштейн были мною интервьюированы на частной квартире в Берлине. (См. “La Bataille”, 28-го апреля 1916 года, Париж).
- Либкнехт Карл, сын Вильгельма Либкнехта (см. прим. Л 152) — мужественный борец за социальную революцию, беззаветно преданный идее социализма, духовный вождь социалистического союза „Спартак44, искренний революционер без позы и декламации. Либкнехт уже 2-го декабря 1914 года голосовал в рейхстаге против военных кредитов — он был единственный из всей социал-демократической фракции рейхстага, поднявший голос протеста против войны, за что он получил выговор от Центрального Комитета партии. 1-го мая 1916 г. Либкнехт руководил демонстрацией, за которую был осужден на 4 года крепости, откуда его освободила революция. В январе 1919 г. Либкнехт, вместе с Розой Люксембург, был арестован социалистическим правительством Германии, которое пользовалось в борьбе против революции силами кайзеровской военщины, офицерщины. Эта военная клика арестовала 15-го января Либкнехта и Люксембург и убила Либкнехта, якобы за попытку бежать, а Розу Люксембург просто растерзала и труп ее забросила, так что его нашли только несколько месяцев спустя. Убийцы-офицеры остались безнаказанными. Так расправлялось со своими противниками социал-демократическое правительство Эберта-Носке-Шейдемана.