Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права

V Кропоткинские чтения. Сборник докладов. Дмитров-­2016

Артёмов Вячеслав Михайлович, д.ф.н.,профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права: опыт многоаспектного рассмотрения

В преддверии наступившего года, когда мы отмечаем 95-летие со дня смерти П.А. Кропоткина, имело место весьма значимое событие, связанноеcтеоретическим осмыслением важнейшего измерения его жизни, деятельности и творчества — высокой нравственности. Речь идёт о межрегиональной научной конференции «Этика П.А. Кропоткина и проблема соотношения нравственности и права», состоявшейся в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)25-26, 30 сентября 2015 года. Она явилась результатом сотрудничества между двумя философскими клубами — Московско-Петербургским философским клубом во главе с директором Института философии РАН, академиком РАН, доктором философских наук, профессором А.А. Гусейновым и философско-правовым клубом «Нравственное измерение права» под руководством доктора философских наук, профессора кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)В.М. Артемова.

Примечательно, что сама тема была инициирована А.А. Гусейновым, что не могло не привлечь особое внимание философской общественности. Сказались и давние контакты с кафедрой этики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова во главе с её заведующим – доктором философских наук, профессором А.В. Разиным. Следует подчеркнуть: с самого начала данное мероприятие задумывалось не только в качестве строго академического, но и научно-просветительского проекта. В главном зале ведущего юридического вуза России собрались видные исследователи, представляющие разные отрасли философии, этики, права, истории, социологии, опытные преподаватели и общественные деятели Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, а также студенты и аспиранты.

Настоящая конференция имеет несколько, условно говоря, пластов востребованности и полезности. Первый – это существенное углубление в содержание и итоги жизни, многогранной деятельности, теоретических исследований П.А. Кропоткина. Закономерно, что в центре внимания оказалось преимущественно этическое наследие. Именно оно, в отличие от его анархистских идей, не потеряло былой актуальности и в известном смысле способно послужить и даже усилить своё влияние в современных условиях, правда, при достаточно внимательном к нему отношении.

Второй проблемный пласт заключает в себя явную интригу и связан с принципиальной возможностью использования того, что сделано представителем анархизма, для осмысления, развития и совершенствования права. На этот счёт имелись и имеются разные, даже противоположные мнения и подходы. Среди них можно выделить, по крайней мере, следующие. Так, принципиальные противники самой идеи государства практически полностью исключают какие-либо точки соприкосновения между, условно говоря, проектами социальной и политико-правовой справедливости. Сторонники же этатизма, в свою очередь, не менее категоричны в отрицании каких-либо негосударственных вариантов социальной жизнедеятельности. Соответственно, по крайней мере, некоторые из них видят у своих идейных противников, в том числе у П.А. Кропоткина, только их радикальные идеи, зачастую не замечая и не принимая ничего конструктивного.

Имеется и позиция, согласно которой следует подняться над традиционной схваткой этатизма и антиэтатизма, сосредоточившись на поисках того, что в настоящее время действительно может способствовать пониманию и совершенствованию человека и общества, включая его правовое обеспечение. Ею как раз и руководствовался оргкомитет конференции, председателем которого стал В.М. Артемов. Забегая вперед, можно констатировать, что конференция по своему замыслу и результатам оказалась шире собственно поля этического наследия выдающегося отечественного мыслителя. Своеобразным её стержнем стала именно проблема соотношения нравственности и права.

Соответственно, в качестве основной цели и, соответственно, третьего пласта поднимаемых проблем с самого начала виделось всё то, что связано со стратегией усиления нравственности и в праве. Сами идейный замысел, организация, ход и совокупный теоретический результат конференции- это шаги в сторону осуществления указанной стратегии, являющейся, в свою очередь, важнейшим ориентиром и своего рода смыслом работы философско-правового клуба «Нравственное измерение права».

Следует подчеркнуть, что выбор этики П.А. Кропоткина в качестве предмета осмысления и философского источника, способного и сегодня принести значительную пользу не был случайным. Исследованием его жизни, деятельности и теоретического наследия (особенно этической составляющей) автор этого материала начал специально заниматься около 18-ти лет назад в связи с подготовкой и написанием докторской диссертации «Свобода и нравственность в русском классическом анархизме» на кафедре этики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Главное же заключается в том, что современное общество испытывает явный дефицит в настоящих подвижниках. К числу именно таких личностей в полной мере можно отнести П.А. Кропоткина (1842 – 1921). Его оригинальная этико-философская концепция органично связана с необычайно цельной, ориентированной на идеал жизнью. Анализ последней свидетельствует об устойчивом свободолюбии и высоких моральных качествах П.А. Кропоткина.

Интерес к его жизни и творчеству никогда не угасал, а в последние десятилетия явно усиливается. Серьезными вехами в этом плане стали «круглый стол» (Дмитров, 1991) и международная конференция, посвящённые 150-летию со дня его рождения (Москва – Дмитров – Санкт-Петербург, 1992). Они собрали исследователей разных направлений из многих стран мира, включая Великобританию, Израиль, Италию, США, Югославию, Японию и др. Обзор первого подготовила И.В. Блауберг, а ход и итоги тогдашней конференции освещены автором[1].

О революционере-гуманисте речь шла и на круглом столе «Анархизм: история и современность», проведенном в Институте философии РАН (сектор современной западной философии) 20 февраля 2014 г. Присутствуя в качестве приглашённого, обратил внимание на то, что в большинстве прозвучавших тогда докладов и выступлений явно доминировала собственно анархистская парадигма. Были и исключения, одно из которых как раз касалось освещения собственно этической позиции П.А. Кропоткина. В связи с этим родилась идея переломить традицию рассматривать последнего только в анархистском ключе. Ведь его наследие принадлежит всем, а не только анархистам.

Хотя со дня смерти мыслителя и подвижника прошло достаточно много времени можно с уверенностью говорить, что он до сих пор является героем нашего времени (в широком смысле слова). Именно это обстоятельство по сути и было подтверждено нашей конференцией. Пожалуй, ни разу в публичном научном пространстве не было попытки опереться на философско-этические идеи принципиального противника государства в деле более глубокого понимания, развития и совершенствования права.

Хочется подчеркнуть высокую представительность конференции: за три дня выступили один академик, двенадцать докторов наук, десять кандидатов наук, несколько молодых преподавателей, аспирант и пятеро студентов из Университета имени О.Е. Кутафина, Института философии РАН, МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики», других вузов и организаций, прежде всего, Москвы и Санкт-Петербурга. Всего сделано 29 докладов (около 90% от опубликованной заранее программы).Их темы

касались не только жизни и творчества П.А. Кропоткина, но, и проблемы соотношения нравственности и права. Здесь и кроется основной замысел нашего проекта – инициировать совместные поиски в направлении усиления нравственности в праве.

Во вступительном слове, которое фактически стало основным докладом («Автономная этика взаимопомощи»), А.А. Гусейнов согласился с высокой оценкой исторического, особенно этического наследия П.А. Кропоткина, сославшись, прежде всего, на знаменитую «Этику». Последняя – не то, что мы должны исследовать и оценивать с новой, достигнутой нами, якобы более высокой, чем она, высоты, выявляя в ней сильные и слабые стороны, ошибки и т.п.  Она является равноправным голосом в наших усилиях понять роль и место морали в жизнеустройстве современного человека и современного общества. Мы можем ставить перед ней вопросы, мы можем обращаться к ней за ответами. Так, Кропоткин видел природную основу нравственности не в свойственной живым существам потребности самосохранения, не в стремлении к удовольствиям и отвращении от страданий, из чего исходили Эпикур, Спиноза, Французские просветители ХУIII и другие представители этой традиции, в том числе и русские сторонники теории разумного эгоизма, а во взаимопомощи как не менее фундаментальной характеристике существования живого на земле. Классик анархизма критиковал не только государство, но и право. Отрицались принуждение и даже самопринуждение. В современных условиях усиливаются натуралистические подходы к морали, дело доходит даже до отрицания свободы воли. Важно, поэтому, обратить внимание на органичное сочетание ценностного и собственно научного подход.

Открыл и вёл все заседания конференции В.М. Артемов. В докладе «Приоритет нравственно-философского измерения свободы в трудах П.А. Кропоткина: опыт теоретической реконструкции в контексте стратегии этизации современного права» подчеркнуто, что существенное значение имеет чувственно-эмоциональная устремлённость, последовательная серия решений и поступков человека. Так, П.А. Кропоткин не отверг советский проект. При этом он предостерегал большевиков от жестокости, участвовал в работе Лиги федералистов, активно пропагандировал идеи народного просвещения, напряжённо трудился над «Этикой». Последнюю он рассматривал и как поиск корней нравственности, и как ожидаемый обществом своего рода «спасательный круг» в условиях социального ожесточения[2].

Сегодня, когда за «свободами» исчезает сама свобода, важно активизировать поиски путей усиления нравственности в праве. В этой связи актуализируются работы П.А. Кропоткина «О смысле возмездия», «О русских и французских тюрьмах». Жёсткая и несправедливая среда сближает заключённых и надсмотрщиков, делая их одинаково несвободными. Актуализируются требовательность по отношению к себе, внимательное отношение к другим. В целом получается, что русский классик-анархист не столько «мешает» сближению свободы, нравственности и права, сколько «помогает». Важно разрабатывать и осуществлять стратегию этизации права. Для этого нужен философский, то есть комплексный и многоаспектный подход.

Из других докладов, прозвучавших в дни конференции, хотелось бы выделить доклады некоторых философов, прежде всего, представляющих этику, а также юристов, размышляющих о праве в нравственно-философском ключе. К примеру, д.ф.н., проф. А.В. Разин остановился на проблеме натуралистических оснований этики П.А. Кропоткина в свете новых научных данных. Особенностью этики Кропоткина (этики анархизма) является то, что в ней в отличие от теорий многих натуралистов, из факта биологической эволюции выводятся не только альтруистические эмоции, сочувствия и сострадания, но также и более общие способности к сознанию справедливости и активному действию на благо общества во имя ощущения полноты жизни. В его этике преодолевается один из основных аргументов, который можно выдвинуть против натурализма. Он заключается в том, что у человека разрушена инстинктивная связь со средой обитания. Кропоткин полагает, что стремление к общительности и понимание справедливости возникают на основе заимствования опыта животных

Д. ф. н., проф. М. А. Арефьев и д. ф. н., проф. А. Г. Давыденкова сделали доклад «Принцип взаимной помощи и солидарности как основание нравственных исканий позднего М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина». Рассматривая историю вопроса, они обратили внимание на то, что уже М.А. Бакунин приходит к пониманию роли созидающего начала в истории и значения этики в жизнедеятельности социума. Однако реализована эта задача была позже, в трудах П.А.Кропоткина и Л.Н.Толстого на свойственном каждому из этих русских мыслителей историческом и фактическом материале.

С докладом «Критика системного насилия: от анархизма к современности» выступила к. ф. н., доц. Т. И. Пороховская. В то время как программа переустройства общества на более справедливых началах в анархизме размыта и утопична, антиэтатизм, энергичная моральная критика государственного принуждения была как раз его сильной стороной. Яркое описание государственного насилия и привлечение внимания к этой проблеме – их безусловная заслуга. Однако системное насилие в их трудах только обозначено, оно глубоко не осмыслено, — не ясно, где здесь личный произвол чиновников, где долготерпение граждан, а где порочность самой системы.

Учение П.А. Кропоткина о взаимопомощи в свете современной эволюционной этики осветила асс. Д.С. Акимова. Именно П.А. Кропоткин в своих работах одним из первых предложил рассматривать взаимопомощь как фактор становления в среде животных тех взаимоотношений, которые позже трансформировались в феномен, который применительно к человеческому обществу называется моральным поведением. Автор «Взаимопомощи как фактора эволюции» мечтает о новой этике, способной убедить человека следовать моральным императивам без апелляции к метафизическому началу и вдохновить его на настоящие альтруистические поступки.

Тема «Нравственно-философские воззрения П.А. Кропоткина и антифашистская деятельность Г.П. Максимова» затронута в докладе к. ф. н., с. н. с. Н.И. Герасимова. Развивая позицию «революционного оборончества» Г.П. Максимову удалось идейно демаркировать её от идей, высказанных П.А. Кропоткиным в годы Первой мировой войны. Антифашизм Г.П. Максимова завоевал доверие единомышленников. Опираясь на опыт революционера, он удачно разработал сложную этическую установку, согласно которой анархисты могли открыто заниматься антифашистской публицистикой, выражать солидарность с советским народом, критически относиться и к сталинской политике, и к политике западно-демократического блока.

Видное место на конференции заняли юристы. С приветствием, которое можно рассматривать как отдельный, очень интересный доклад, выступил проректор по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н., проф. В.Н. Синюков. Им был заявлен и аргументированно развёрнут тезис о значимости для юристов системной критики государства. В некотором смысле, тема конференции парадоксальна и противоречива, как и сама личность П.А. Кропоткина.  Ведь Петр Алексеевич –человек, который был настоящим антиподом юристов; это был действительно революционер, коммунист, исходивший из идеи отрицания государства, сторонник самоуправляющихся общин. В этой связи возникает вопрос, а есть ли вообще место в современном правосознании для работ Кропоткина?  На этот вопрос можно уверенно ответить «да», так как многие его идеи обретают новое звучание в настоящее время и являются вполне актуальными и современными. Масштаб личности П.А. Кропоткина аналогичен М.В. Ломоносову, а «Этика» первого позволяет многое понять в философии права, в целом формировать современное юридическое мышление. Прозвучали также адресованные, главным образом, студентам предупреждения о том, чтобы они обратили внимание на некоторые неоправданные сегодня элементы узкого позитивизма и радикализма.

Принцип добросовестности в правовом и нравственном аспектах рассмотрен д. ю.н., Е.Е. Богдановой. Подчёркивается, что подходить к оценке поведения субъекта права как добросовестного (нравственного) или недобросовестного (безнравственного) следует именно с позиции нравственности. Несовпадение представлений о последней у большинства и привилегированных слоёв общества – серьезная угроза как поступательному развитию общества, так и эффективности правовой системы.

К. ю. н., доц. Е. В. Киселева обратила внимание на то, что в целом учение П.А.Кропоткина о нравственности и справедливости скорее не дает нам никакого ориентира в отношении ЛГБТ. Больше этого может дать обращение к общей теории эволюции, однозначным сторонником которой был П.А.Кропоткин, и рассмотрение понятия о нравственности именно с эволюционных позиций. Как известно, повышение репродуктивного успеха потомков благоприятствует выживанию в условиях естественного отбора, а потому оценивается эволюционистами положительно.

Кроме того, прозвучали интересные докладыд. с.н., проф. Н.Е. Покровского, д.ф.н., к.и.н., доц. П.И. Талерова,  А.В. Бирюкова, к.и.н., доц. Д.И. Рублева, к.э.н., доц. Л.В. Чхуташвили, И.В. Аладышкина, асс. А.А. Сочилина и др.  С интересом был выслушан внеплановый доклад «Нравственность как основа права и свободы» председателя попечительского совета Московско-Петербургского философского клуба, к.э.н. А.В. Захарова. Актуальность наследия П.А. Кропоткина была соотнесена, в частности, с имеющимися, на его взгляд, «бессовестными» законами и зачастую нарушаемым принципом презумпции невиновности. Нынешняя ситуация требует усиления потенциала философского сообщества.

Прошедшая конференция стала видным фактом, подтверждающим плодотворность сотрудничества известных философских клубов. Состоялся заинтересованный и результативный разговор специалистов относительно этико-философского осмысления и практики сближения нравственности и права в связи с этикой П.А. Кропоткина. Она прошла, что называется, на высоком уровне, открыла новую страницу теоретической и практической деятельности в направлении этизации общества в целом. Впереди новый проект: Всероссийская конференция «Нравственность и права: этико-философское осмысление и практика сближения» (апрель 2016 года). П.А. Кропоткин снова поможет нам.

 

[1]Блауберг И.И.Выбор в твоих руках… // Вопросы философии.1991, №11. С.64-71; Артемов В.М. Поиски идеала и путей к свободе: П.А. Кропоткин и вокруг него // Путь: Международный философский журнал. 1993. С.204-211.

[2]См.: Артемов В.М. Приоритет нравственно-философского измерения свободы в трудах М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина // Вопросы философии. 2015, №12.