П. А. Кропоткин и его Учение. Интернациональный сборник. П. Аршинов. Формы и принципы организации анархистов в борьбе за коммунизм и анархию. С.167-174.


Формы и принципы организации анархистов
в борьбе за коммунизм и анархию

 

Имя  П. А. Кропоткина неразрывно связанно с учением анархического коммунизма, который обязан ему научной разработкой. Этой научной разработке, а также и критике современного буржуазно-капиталистического строя, он отдал большую часть своего времени и сил. Поэтому организационным вопросам анархического движения он уделил мало внимания. Этим обстоятельством об’ясняется тот факт, что в его работах мы с трудом находим указания на то, как должно быть построено анархическое движение, какие принципы и формы должна принять анархическая организация. Тем не менее, ряд написанных им статей или положений, высказанных им по другому поводу, проливают определенный свет на взгляд П. Кропоткина на формы и принципы анархической организации.

П. Кропоткин против централистической, лестничной формы организации и против принудительной дисциплины. Он находит, что невыгоды подобной организации и подобной дисциплины значительно больше кажущихся выгод.

Централизм, основанный на принудительной дисциплине, становится, в конце концов, „прямого помехою развитию революционного движения“. „Он мертвит его. Он мешает развитию личного и местного почина, он неизбежно убивает бунтовской дух“. (Кропоткин).

„Не Исполнительный Комитет („Народной Воли” ) убил местную жизнь. Нет, она сама себя убила, положившись во всем на предусмотрительность Центра … Как различен был бы ход русской истории, если бы рядом с Исполнительным Комитетом, который взял на себя личную борьбу с Александром II-м, существовали бы тысячи мелких, независимых от него, активных групп, которые в продолжении нескольких лет вели бы боевую борьбу в деревнях и мелких городах! Тогда убийство Александра II-го имело бы совершенно другой смысл и совершенно другие последствия!“ (Кропоткин).

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           168

В №18 журнала „Хлеб и Воля“, выходившем в Женеве с 1903 по 1905 г., напечатана большая статья П. Кропоткина: „Организация или вольное соглашение“, из которой нами взяты приведенные выше цитаты. В этой статье П. Кропоткин подвергает более или менее подробному рассмотрению организационный вопрос, как он стоял перед анархистами в 1905 году.

Кропоткин оговаривается, что „вольное соглашение“ он противопоставляет не организации, как таковой, а лишь и организации централистского типа, при которой все силы движения подчинены центральному органу. Сторонники этого типа организации — социалисты государственники — в защиту ее приводят следующие доводы: а) централизм предохраняет организацию от раскола; б) он удерживает ее от преждевременных покушений и бунтов; в) наконец, централизованная организация нужна, чтобы подготовить „кадры будущего правительства“.

Кропоткин вскрывает слабые стороны этих доводов. „Когда есть причины на то, чтобы партия разбилась на правое и на левое, более крайнее крыло, то дробление неизбежно происходит, причем именно то, что имеется центральная власть, и ведет к отчаянной борьбе, так как к программному несогласию прибавляется личный вопрос, личная борьба из за власти“.

Что касается „преждевременных“ попыток и покушений, то они неизбежны в революционное и предреволюционное время. „Нельзя, говорит Кропоткин, будить в массах чувство возмущения против векового гнета без того, чтобы в них не нашлось человека, готового жизнь свою отдать, чтобы провести в дело горячие революционные воззвания вожаков“.

… „И наконец, что такое „преждевременные“ покушения и попытки? Если называть преждевременным то, что не увенчалось успехом, тогда всякая активная деятельность, всякое покушение, всякий бунт преждевременны, кроме тех, которые ниспровергают правительства. Так и говорят постепеновские теоретики. Но это чистейший вздор или непонимание истории. С такой точки зрения все — преждевременно: и движение декабристов, и движение пятидесятых годов, и движение в народ, и Исполнитель-

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               169

ный Комитет — все, что сделало историю и подготовило теперешнее движение! …“ („Хл. и Воля“, №18).

Еще более резко восстает Кропоткин против того, что бы революционная организация метила себя в будущее правительство.

— „Игра в начальство“ была самою пагубною чертою для революционного дела. Мы знаем, как всякое подготовление движения бывало парализовано именно спорами из-за того, какой партии, сколько мест достанется в будущем начальстве. Мы знаем, что еще во время французской революции жаловались на это. Буржуазия действительно не хотела, несколько лет, низвергать короля только потому , что различные партии, вплоть до 10-го августа 1792 года, не могли согласиться между собою, кто будет правителем“.

— „То же самое зло существует и теперь. И теперь, постоянно, та или другая политическая партия отказывается от участия в движении только потому, что чувствует, что другая партия восторжествует и попадет в правительство … Мираж власти — одно из главных зол революции“.

— „Для нас, анархистов, такой мираж власти не существует, наша цель — не „захват власти“. Мы не стремимся занять должности, ныне занимаемые царскими чиновниками. Наоборот, мы надеемся через упразднение эксплоатации упразднить и чиновные должности, существующие для охраны эксплоатации“. (Кропоткин, „Хлеб и Воля“ №18).

Итак, Кропоткин против централизованных организаций властнического типа. Значит ли это, что он признавал только мелкие организации и был против большой организации, обнимающей собою большинство групп нашего движения? Нет, не значит. Кропоткин ведет речь, главным образом, о принципах, на которых должна быть построена анархическая организация. В качестве такого принципа он выдвигает „вольное соглашение, между совершенно независимыми людьми и группами“. Этот принцип он называет федерализмом. На этом принципе может быть построена как мелкая местная группа, так и об’единение в общий коллектив всех таких групп. В той же статье Кропоткин говорит о „партии анархистов“ и о „единстве действия среди них“. При этом под партией он

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           170

разумеет все анархическое движение, действующее более или менее согласованно в достижении намеченных целей.

Таким образом, идея общей анархической организации просвечивала у Кропоткина еще четверть века тому назад. Но будучи поглощен многочисленными теоретическими и научными работами, а, быть может, также в силу особого склада своего характера, Кропоткин не смог в должной мере отдаться вопросу организации анархических сил, не сделался чернорабочим этого дела; он не дал законченной схемы общей анархической организации. Однако, в ряде его произведений есть положения, проливающие дополнительный свет на трактуемую нами тему. Обратимся к некоторым из них.

Идея свободного соглашения у Кропоткина является обязательной также при построении будущего коммунистического общества. В его книге „Хлеб и Воля“ имеется особая глава под названием „Свободное соглашение“. В этой главе идею свободного соглашения он иллюстрирует примерами, взятыми из жизни современного капиталистического общества. Оказывается, даже в этом обществе, держащемся, главным образом, на государственном насилии, принцип свободного соглашения играет большую роль. Кропоткин указывает на железнодорожные компании Европы, которые без вмешательства властей, путем договора, установили безпересадочное сообщение и провоз товаров во все страны. Синдикат судовладельцев, путем свободного договора, урегулировал движение судов не только по каналам Голландии, но даже и в международном масштабе; английские общества спасения на водах построены и действуют на том же принципе вольного соглашения и т. д.

Однако, было бы глубоко ошибочно думать, что кропоткинский принцип „свободного соглашения“ следует понимать в том смысле, что в общих делах каждый может поступать как ему вздумается. Нет, принцип свободного соглашения подчинен у Кропоткина некоей общей идее, которая обязательна для всех членов сообщества. Эта идея — общая цель, общая польза, общая организация. Говоря, например, о синдикате голландских судовладельцев, он указывает, что синдикат этот охватил большинство судовладельцев и, хотя он построен на принципе вольного соглашения, распорядок его обязателен для всех

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               171

его членов, и те члены, которые нарушают его, исключаются из рядов общества.

Далее Кропоткин приводит пример того, как поступила бы коммунистическая община с лицом, которе нарушило бы общий порядок общины.

„Представим себе, пишет Кропоткин, группу нескольких добровольцев, соединившихся для какого нибудь общего дела и ревностно работающих для него за исключением одного члена, часто пренебрегающего своими обязанностями. Неужели они из-за него распустят всю группу, или выберут какого-нибудь председателя, который будет налагать штрафы, или, наконец, заведут, как во французской академии наук, жетоны для раздачи присутствующим членам, по которым потом получают плату? Нет сомнения, что они не сделают ни того, ни другого, а про-сто скажут как-нибудь тому товарищу, поведение которого грозит благополучному исходу дела: „Друг мой, мы очень охотно работали бы с тобою вместе, но так как ты часто не исполняешь своих обязанностей и относишься к делу небрежно, то нам приходится расстаться. Ищи себе других товарищей, которые примирились бы с твоей небрежностью“. („Хлеб и Воля“, стр. 147-8, изд. „Голос Труда“, 1922 г., Петроград).

„Коммунистическая Община, пишет далее Кропоткин, смело могла бы поставить своим членам хотя бы следующее условие: „Мы готовы обезпечить вам пользование нашими домами, магазинами, улицами, средствами передвижения, школами, музеями и т. д. с условием, чтобы от двадцати до сорокапяти или пятидесяти лет вы посвящали четыре или пять часов в день труду, необходимому для жизни. Выберите сами, если хотите, те группы, к которым вы желали бы присоединиться, или составьте какую нибудь новую группу, лишь бы только она взяла на себя производство предметов, признанных нами необходимыми. Что же касается остального времени, то соединяйтесь с кем угодно, для каких угодно удовольствии, для каких угодно наслаждений искусством или наукой“. (Там же, стр. 149).

Приведенные слова показывают, что свободное общество будущего Кропоткин представлял построенным не только на принципе свободного соглашения, но одновременно и на принципе трудовой ответственности каждого члена перед этим обществом. Без этой ответственности,

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           172

общей для всех членов коммуны, последняя не сможет су-ществовать. Кропоткин допускает даже изолированное положение для тех лиц, которые захотели бы жить только за счет одних прав, уклоняясь от элементарных обязанностей перед обществом. — „Но если, — говорит он — по каким бы то ни было причинам, ни одна из тысяч групп нашей общины не захочет принять вас, если вы совершенно не способны ни к какому полезному труду или же отказываетесь от него — тогда вам остается жить только особняком или так, как у нас живут больные, т. е. на счет общины“. (Там же, стр. 149).

Ни один из здравомыслящих анархистов не может не согласиться с этим положением Кропоткина. Всякая честная жизнь может держаться только на общественно-полезном труде. Это особенно должно относиться к жизни анархического общества, построенного на началах равенства и справедливости. Уклонение от общественного труда, стремление пожать за счет труда ближних явится ничем иным, как первым шагом по пути разрушения этого общества, и, конечно, последнее не сможет на это смотреть равнодушно, а должно будет, так или иначе, защищать основной принцип своего бытия.

Выдвинутый Кропоткиным принцип общественного служения можно назвать принципом взаимной или коллективной ответственности в жизни коммуны. Без него никакое общественно-целое не может существовать и развиваться.

Если Кропоткин считал этот принцип жизненно-необходимым для общества будущего, то, несомненно, он считал его столь же необходимым и для существования и развития анархического движения в настоящем. Трудно допустить мысль, чтобы Кропоткин, так реалистически понимавший взаимоотношения в анархической коммуне, был сторонником царящих в нашем движении индивидуалистических навыков, граничащих с полной моральной и организационной безответственностью.

Кропоткин стоял за групповой тип анархической организации : автономные анархические группы самостоятельно выражают анархическую идеологию и анархическую тактику, связываясь между собою на началах вольного соглашения в федерации или конфедерации. Они независимы на путях своей идейной и политической работы. Но

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               173

коллективная ответственность в работе будет проистекать из моральных свойств анархистов, из их обязанностей перед идеалом, которому они служат. Так думал П. Кропоткин почти всю свою жизнь.

Оправдалось ли это его верование? Мы думаем, нет. В течении более чем пятидесяти лет наше движение во всех странах не было об’единено в такой степени, чтобы стать заметной социально-политической силой. Вместо общего направления с общей ответственностью оно было представлено множеством мелких местных течений, которые взаимной борьбой ослабляют силу анархической идеи и анархического движения. Главная причина тому — отсутствие общей идейно-организационной базы, которая направляла бы все движение и без которой последнее неминуемо будет распадаться на мелкие части, распыляться и вырождаться.

Как мы видим, принципа „вольного соглашения“ недостаточно для того, чтобы об’единить движение, укрепить его и развить. Необходимо, чтобы само „вольное соглашение“ преследовало определенную организационную цель, необходимо, чтобы путем вольного соглашения была найдена общая идейно-организационная база, на которой было бы возможно построить общеанархическую организацию, отражающую жизнь и потребности всего анархического движения, или, по крайней мере, главной части его. Лишь при такой постановке дела анархическое движение может идти вперед, развиваться и осуществлять свои цели.

К своему настоящему слабому состоянию анархическое движение пришло благодаря распыленному типу организации, при котором оказалось невозможным ни общее об’единение анархистов, ни их общая ответственность в революционной работе и борьбе. В последние годы своей жизни Кропоткин это вполне сознавал.

В письме из Дмитрова, к одному своему другу, от 2-го мая 1920 года, Кропоткин, говоря о русской революции, писал: „30 лет подготовлялось то, что происходит теперь, и против этого направления (т. е. против социал-демократического централизаторства) работали только наши архи-скромные силы и те не умели об’единиться“.*)

_________
*) Газета „Анархическские Организации памяти П. А. Кропоткина“. См. приложение к. настоящему Сборнику.

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           174

В другом письме, написанном около того же времени, Кропоткин, констатируя безсилие анархистов в нахлынувших революционных событиях, пишет: „Нам, анархистам, нужно подобрать ядро честных, преданных, не с’едаемых самолюбием работников анархистов.“*)

В первом из писем Кропоткина определенно признает слабость нашего движения благодаря его внутренним недостаткам („не умели об’единиться!“). Тем самым он признает недостаточным старый, традиционный (групповой) тип организации. Во втором он предлагает приступить к „подбору ядра честных преданных работников анархистов“.

Эти предсмертные признания Кропоткина находятся в полном согласии с идеей анархического отбора и создания однородной обще-анархической платформы. И мы считаем, что работа анархистов по созданию широкой анархической организации, позволяющей анархистам действовать об’единенно и согласованно по всем вопросам анархической теории и практики, не только не будет идти в разрез с думами Кропоткина последних лет, но, наоборот, в основном, будет идти навстречу этим его думам.[33]

П. Аршинов.

_________
*) „Рабочий Путь“, орган русских анархо-синдикалистов; изд. Комитета Защиты Анархо-Синликализма при Международном Товариществе Рабочим, 5, июль 1923 г. Берлин. См. такие „Дело Труда“, орган русских анархистов-коммунистов, 20-21, Январь-Февраль 1927 г. Парик. Публикуется в настоящем Сборнике, в отделе ,,П. А. Кропоткин и русская революция“, под названием — „Что делать?“


Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.