Источники формирования экспозиции Музея «Дом П.А. Кропоткина»

V Кропоткинские чтения. Сборник докладов. Дмитров-­2016

Прусский Ян Львович,
н.с. музея-заповедника «Дмитровский кремль» 

Источники формирования экспозиции Музея «Дом П.А. Кропоткина»

Мы не знаем,  когда именно в 1918г. Пётр Алексеевич Кропоткин с женой Софьей Григорьевной  впервые переступили порог пустующего дмитровского дома графа Михаила Адамовича Олсуфьева, пригласившего супругов погостить в нём. На мемориальной доске, которая несколько лет назад появилась на фасаде нашего дома, написано, что Кропоткины приехали в Дмитров в середине июня 1918 г.

М.А. Олсуфьев умер 9 апреля 1918 г. По воспоминаниям первого после Октябрьской революции секретаря УКП(б) В.В. Минина, впоследствии многолетнего директора нашего музея,  гости прибыли в Дмитров в марте 1918 г.[1] Вряд ли приехали бы они в дом человека, с которым недавно познакомились, услыхав о его скоропостижной кончине.

Сотрудник  Дмитровского краеведческого музея   Ю.К. Дорошевский писал, что Кропоткин первым расписался в книге почётных посетителей выставки 1мая 1918г., ещё до открытия Музея местного края, как тогда назывался наш музей.[2]

Я ранее писал о причинах, которые могли побудить Петра Алексеевича  приехать в Дмитров. Помощь от чистого сердца и от людей, которых он уважал, Кропоткин не отвергал (вспомним Н.И.Махно, который присылал ему продовольствие с Украины и дмитровских кооператоров, просивших  принять у них мёда или картошки).

Кропоткины прожили в бывшем доме М.А. Олсуфьева сначала, как гости, а затем, как хозяева, около двух с половиной лет и многое, что могло послужить для создания в будущем музея, принадлежало М.А. Олсуфьеву.

Это сам бревенчатый дом в стиле «русский модерн», построенный «около 1898г.»[3] на участке 6094 кв.м.,[4] т.е. в десять раз большем, чем тот, которым сейчас располагает Музей «Дом П.А. Кропоткина». Сегодня на месте основной его части брежневские девятиэтажки.

Участок имел форму вытянутого прямоугольника. С северной и южной сторон граничил с частными владениями, с западной выходил на бывшую Дворянскую(ныне Кропоткинскую) улицу, с восточной – на пустырь.

На участке, по воспоминаниям скульптора И.Я. Гинцбурга,  работавшего над бюстом хозяина дома осенью 1920 г. (находится в экспозиции первого зала), росли плодовые и лесные деревья. Внучатый племянник Петра Алексеевича А.Н. Поливанов подтверждает, что недалеко от крыльца была самая высокая в городе ель, которая видна на фотографиях выноса гроба с телом Кропоткина из дома на участок. Теперь примерно на том же месте Алексей Николаевич посадил ель, она принялась и пошла в рост.

После покупки дома и участка Софьей Григорьевной Кропоткиной у наследника, брата покойного Михаила, Д.А. Олсуфьева, за чисто символическую сумму 12700 рублей, ей был разбит огород, что помогло выжить семье в голодные послереволюционные годы. Правда, первый урожай  частично экспроприировали неизвестные граждане.

«Соня всё лето усиленно работала в огороде: 21 большая гряда в 10 сажень длины — писал Пётр Алексеевич. — Сама всё обрабатывала и поливала. Только милый человек, из друзей кооператоров, крестьянин, пришёл одно утро с братом и вспахал всё и наметил гряды. Вскопать гряды немного помог младший сын Атабекяна (анархиста, ученика Кропоткина – прим. авт.). Огород был на славу. Шведы и чехословаки – рабочие, приезжавшие в Москву и навещавшие нас, все фотографии снимали. С июня мы уже им кормимся. Два раза в день едим великолепный суп с накрошенным хлебом. Разнообразие овощей поразительно хорошо».[5]

Наши работники Ольга Николаевна Горбачёва, Василий Константинович Кукин и Любовь Константиновна Николенко сделали в этом году новый огород, убрав при этом огромное количество строительного мусора и собрали первый музейный урожай овощей.

Кропоткины любили цветы и сажали их на своё участке. Сотрудники музея, его московские и дмитровские друзья сами купили и принесли из дома саженцы и начали на майские праздники 2014г. озеленять двор. На открытие музея А.Н. Поливанов посадил  саженцы – потомки пионов, которые росли у Кропоткиных. Затем усилиями Генерального директора МЗДК А.Ф. Садовой была завезена плодородная земля и посажены растения, освободившиеся после перепланировки клумб Дмитровского кремля.

На  северной стороне участка между домом и пустырём на одной линии с  домом были колодец, флигель и сарай, на противоположной стороне: два сарая, коровник, курятник и амбар. Какова  судьба деревьев и строений?

По словам много лет надзиравшего за состоянием усадьбы архитектора С.А. Гаврилова «…В 1960-е -70-е гг. утрачен парк, и все надворные постройки … в 1980-е отдел культуры продал за 300 рублей каретный сарай работнице исполкома.»[6]

Теперь о самом доме. Парадная его часть состояла из четырёх комнат. При Олсуфьеве «Интерьер… был выдержан в довольно тёмных желтовато-коричневый тонах. Оконные рамы были выкрашены под красное дерево. Нижняя часть гостиной была отделана штукатуркой под доски и также, как и двери, выкрашена в тёмно-коричневый цвет. Обои коричневатые под цвет терракотовых плиток камина.  Потолок также был отделан под древесину. Пол, вероятно, был паркетный.»[7]

Скорее всего, новые хозяева ремонта не делали, хотя на одной из последних прижизненных фотографий Кропоткина мы  видим его на фоне светлых обоев с крупными растительным рисунком. Были ли они при Михаиле Олсуфьеве  неизвестно.

Дом понравился супругам. Ступени вели на веранду                     площадью более 16кв.м. с цветными стёклами. Смежной с ней была прихожая, около 9,5 кв.м. Из прихожей налево помещалась столовая – 14,3 кв.м. Из столовой  можно было попасть в гостиную, самую большую и холодную комнату, около 25 кв.м. и самую маленькую комнату – спальню-кабинет П.А. Кропоткина, площадью 11 кв.м. Между гостиной и комнатой хозяина помещалась спальня его супруги, около 20 кв.м. Справа от прихожей находились две комнаты, кухня и чёрный ход во двор.

Дом в Дмитрове был официально куплен Кропоткиными и на него имелась охранная грамота за подписью Ленина, но в Постановлении Президиума Моссовета менее, чем через месяц после смерти Кропоткина, было сказано: «…Предоставить дом в г. Дмитрове, в котором умер тов. Кропоткин, в распоряжение его семьи и поместить на этом доме памятную доску о кончине тов. Кропоткина…»[8] Дом «предоставили» и, вскоре на нём повесили памятную доску работы С.Д.Меркурова, который лепил бюст Кропоткина ещё в 1913г.

Идея создания уголка памяти Кропоткина в Музее Местного края была предложена  его вдове членом Дмитровского Союза Кооперативов заведующей Музеем Местного Края знакомой Кропоткиных А.Д. Шаховской в письме из Бутырской тюрьмы вскоре после смерти Петра Алексеевича. Когда работников музея выпустили на свободу, такой «уголок» вскоре был создан.

При этом жилая, левая от входа часть дома Кропоткиных, кроме комнаты Софьи Григорьевны, тоже  стала  музеем Кропоткина. Обстановка оставалась такой же, как при жизни хозяина, и желающие могли увидеть, как жил знаменитый анархист и учёный.

Вдова часто находилась в доме летом, а с 1933г. по ноябрь 1942г. комнаты на правой половине занимала семья племянника Кропоткина Николая Алексеевича Поливанова, которого направили в Дмитров на строительство канала Москва – Волга.

«Хорошо тут у меня, — писала Софья Григорьевна А.А. Боровому 23.06.26. – Громадный зелёный двор с покосом. …Приезжайте отдохнуть, буду рада…»[9]

Мебель и предметы быта остались у Кропоткиных, в основном, от Олсуфьева. Об этом свидетельствует купчая между наследником, братом покойного хозяина Д.А. Олсуфьевым и С.Г. Кропоткиной от 29 августа 1918г., в которой новой хозяйке передают «1. всю обстановку и посуду, находящуюся в доме…2. рояль…  3.денежный несгораемый шкаф…»[10]

Теперь о современном музее. Большая часть его экспонатов поступила к нам из нескольких источников: фондов МЗДК и Историко-архитектурного и художественного Музея «Новый Иерусалим», от частных лиц и сотрудников МЗДК.

Постараемся уточнить хотя бы некоторые источники формирования современной экспозиции, хотя о первоначальных владельцах и дарителях с 20-х гг. 20 в. до 2000-х гг. сведения по большей части отсутствуют.

Есть ли  предметы из дома Олсуфьева-Кропоткина в экспозиции? Софья Григорьевна умерла в Москве 15.12.41г. Зимой 1941г. жена племянника Кропоткина Надежда Николаевна Поливанова передала в Дмитровский краеведческий музей многие предметы из дома Кропоткина. Скорее всего, занесены в книгу поступлений они не были, т.к. немцы вели бои рядом с Дмитровом, и стояла задача быстрейшей эвакуации музея. В 1942г. дом был передан городу, и до 90-х гг. в нём работали различные учреждения. Часть мебели из Дома Кропоткина через много лет после войны в организациях и у частных лиц видел сын Надежды Николаевны Алексей Николаевич Поливанов. Стул из кропоткинского дома недавно нам передала сотрудница районного Управления культуры Лариса Владимировна Смирнова, за что мы ей бесконечно благодарны.

Мебель для новой экспозиции была подобрана в фондах Дмитровского музея при содействии Главного хранителя Татьяны Евстафьевны Павловой, зам. Генерального директора Веры Николаевны Дружининой и хранителя коллекции мебели Степана Владимировича Нестерчука. Возможно, какие-то из этих предметов обстановки из дома Олсуфьева- Кропоткина.

Вот что пишет на ту же тему из Англии безработная Саша Кропоткина, дочка Петра Алексеевича и Софьи Григорьевны:  « 17 сентября 1925  …Между прочим, пьянино старое я взяла сюда. Когда-нибудь пошлю его в музей. Кроме этого у меня есть одна полка т.е. такая высокая, которую папа дал Борису (бывшему мужу — прим. авт.) и стул. Он всегда стоял у dining-table, на котором папа сидел. Это я тоже пошлю когда-нибудь.»[11]Увы, Саша вскоре переехала в США, вышла замуж за небогатого американского журналиста Лоримера Хаммонда, и вряд ли у неё нашлись средства для посылки мебели в Московский или Дмитровский музей.

Большой овальный стол, стулья начала 20в., кресло-качалка, люстра и книги подарены нашему музею старшей научной сотрудницей МЗДК Натальей Васильевной Табуновой. Главное же, в 2005г. ей удалось привести музей к победе в конкурсе Фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире», и на грант Музею Кропоткина для него была куплена необходимая современная мебель и оборудование.

По воспоминаниям скульптора И.Я. Гинцбурга , весь дом был заполнен пачками книг. В целом насчитывалось около 1,5 тысяч книг, перевезённых из Англии. Новые  полки не смогли вместить всю литературу, необходимую для работы Петру Алексеевичу, поэтому  часть её находилась на подоконниках, столах, камине. На фотографии супругов, стоящих у камина в гостиной своего дома, помещённой в экспозиции на сфотографированном месте, хорошо видны на камине книги.

Их много и в нашей экспозиции. Значительная  часть из библиотеки МЗДК. Наиболее интересны для посетителей те, что подарены Кропоткиным его друзьям и знакомым или ему. Среди первых «Великая Французская революция.1789-1793» с дарственной надписью знакомому дмитровскому кооператору: «Владимиру Николаевичу Грибоедову на добрую память. П. Кропоткин», «Записки революционера», т.1,собр.соч., изд. Сытина, М. 1918г., подаренные дочери биографа Л.Н. Толстого  Нерпиной, отдыхавшей с детьми у Кропоткиных с дарственной надписью: «Наталье Петровне Нерпиной на добрую память. Искренне Вас любящий П. Кропоткин». А знаменитая подруга-эсерка подарила свою книгу «Шлиссельбургские узники. 1884-1905гг. Биографические очерки»,  «Задруга», М., 1920г.  с дарственной надписью: «Дорогому Петру Алексеевичу Кропоткину. Вера Фигнер. 20.9.20».

В первом зале, посвящённом додмитровскому периоду жизни Кропоткина, экспонируются его книги на русском языке из библиотеки МЗДК: «Речи бунтовщика»,  издатель В. Бродский, СПб, 1906; «Узаконенная месть, именуемая правосудием», М., 1906, со штампом Секретного Отделения Канцелярии Московского Губернатора; «Записки революционера», напечатанные в Штутгарте в 1903г. на немецком языке.

В зале истории анархизма представлены легальные  издания трудов Кропоткина и книг по анархизму1917г. из серии «Библиотека анархиста» Московской федерации анархистских групп из библиотеки анархиста П. Перкона, поступившие в экспозицию из библиотеки МЗДК: «Государство и его роль в истории», «Коммунизм и анархия» и другие. Там же раритетное издание П.А. Кропоткина «Приветствие съезду учащих», Дмитров, типография Дмитровского Союза Кооперативов,1918 и брошюра М.В. Муратова, заведующего книжным складом Дмитровского Союза Кооперативов, впоследствии писателя-книговеда «Неизвестная Россия (о народной вере и народном подвижничестве), М.,1919 с дарственной надписью: «Глубокоуважаемым С.Г. и П.А. Кропоткиным от автора. Дмитров.2.Х.19г.», которые скорее всего долгие годы хранились в фондах Музея Местного края.

Ещё одна интересная книга из зала истории анархизма – сборник «Памяти Петра Алексеевича Кропоткина», Петроград – Москва, 1922, выпущенный Всероссийским Общественным Комитетом по увековечению памяти П.А. Кропоткина, где напечатаны и воспоминания о нём  дмитровских кооператоров. На обложке текст: «Чистая прибыль от продажи настоящего сборника поступает в фонд Комитета и на устройство в Москве музея П.А. Кропоткина». Стоит вспомнить, что Московский музей Кропоткина в 1938г. Софья Григорьевна подарила государству, потому что его не на что было содержать, и в 1940г. он был расформирован по приказу Сталина.

Часть дореволюционных изданий Кропоткина приобреталась сотрудником Дмитровского музея Р.Ф. Хохловым в течение многих лет в букинистических магазинах, некоторые были получены в подарок от друзей для создания музея Кропоткина.

В  зале истории анархизма витрина с изданиями трудов Кропоткина и анархистской литературой конца 20-21вв. на русском и иностранных языках. Большинство  подарено издателями, авторами и друзьями музея. Они же презентовали отечественные анархистские газеты и журналы конца 80-х гг. 20 в. — начала 21 в.

Неоценимую помощь в работе с книгами оказали сотрудники библиотеки МЗДК Наталья Станиславовна Новак и Марина Александровна Набоженко.

Сказать о всех друзьях музея, специалистах — анарховедах, обогативших нашу экспозицию, не позволяет отсутствие времени, но не могу не назвать к.ф.н. Петра Владимировича Рябова, который не только дарил нам  книги и периодику, российские и иностранные анархистские плакаты, но с молодыми коллегами озеленял приусадебный участок, Надежду Вячеславовну Маркину, презентовавшую архив и книги отца, Вячеслава Алексеевича Маркина, всю жизнь изучавшего жизнь и творчество Кропоткина и до последнего дня жизни пытавшегося помочь открытию нашего музея, сотрудника Иерусалимского архива Михаила  Гончарка, приславшего нам  свою книгу по анархизму и помогавшему в разыскании интереснейших архивных документов, д.и.н. Ярослава Викторовича Леонтьева, неоднократно делившегося с нами материалами по анархизму.

Кроме печатной продукции и фотографий, в зале истории анархизма находятся два ценных экспоната: посмертная маска Кропоткина и его бюст работы Любовь Алексеевны Антоновой, подаренные музею.

В отдельном шкафчике-витрине в комнате Кропоткина книги из библиотеки Дмитровского Союза Кооперативов, со многими работниками которого он дружил и библиотекой которого пользовался, также поступившие в экспозицию из библиотеки МЗДК. Среди этих изданий  часть многотомной серии «Земля и люди» ближайшего друга-анархиста и знаменитого французского географа Элизе Реклю и брошюры знакомых-кооператоров М.М. Христолюбовой-Сазоновой « В Гришине. Заметки о культурно- просветительной работе в Гришинском Доме народа за 1916-17год. Дмитров, 1918» и её мужа В.В. Сазонова «Гришино. Из жизни гришинских кооперативов Дмитровского уезда Московской губернии. Дмитров, 1919».

Через три года после смерти Кропоткина один из руководителей ДСК В.В. Сазонов писал Софье Григорьевне о другом руководителе ДСК: «…Посылаю Комитету по увековечению памяти П.А. Кропоткина …пять червонцев  от Моссельскокредитсоюза и три червонца от А.И. Байдина из Центросоюза… 24.01.24г».[12] Оба были позже репрессированы.

О предметах интерьера. Большая их часть  из фондов МЗДК. В доме ещё с дореволюционных времён было электричество, однако при жизни Кропоткина часто случались перебои с его подачей. Поэтому в его комнате мы видим керосиновую лампу и медный подсвечник, попавший в фонды из усадьбы Апраксиных Ольгово. А вязаное одеяло на кровати Петра Алексеевича – подлинная, прижизненная вещь из его дома.

Основную часть экспонатов музея составляют документы и фотографии. Значительная часть писем, телеграмм, открыток, рисунков размещённых в экспозиции, найдена Р.Ф. Хохловым в ЦГАОР СССР (фонд1129) и кропоткинском фонде архива нашего музея, который случайно частично уцелел при передаче в Рукописный отдел ГБЛ. Многие копии  документов и фотографий, благодаря поддержке А.Ф. Садовой, удалось привезти из Историко-архитектурного и художественного Музея «Новый Иерусалим», где они более, чем за полвека хранения, ни разу не экспонировались. Это получилось сделать за 3 дня до их упаковки и перевозки в новое здание. Кропоткинские экспонаты попали туда из Литературного музея, где директор, хороший знакомый Кропоткина В.Д. Бонч-Бруевич,  получил их при расформировании Московского музея Кропоткина. В 50-е гг. экспонаты передали в «Новый Иерусалим», тогдашний главный областной музей, наверное, потому что Дмитров тоже в Московской области. Там они находятся и сейчас, хотя ещё Р.Ф. Хохлов пытался заполучить их  для будущего Музея Кропоткина.

Часть экспонатов из расформированного московского Музея Кропоткина, созданного его  вдовой и друзьями, находится в Государственном Литературном музее и Центральном музее новейшей истории. Их копии нам необходимы, чтобы пополнить экспозицию, но для  показа остаётся  всё меньше экспозиционных площадей.

Многие документы и фотографии попали в экспозицию из архива МЗДК и фотоархива, за что надо поблагодарить их сотрудников Черныш Татьяну Петровну, Копёнкину Зинаиду Павловну, Казанову Анну Геннадьевну и Романову Елизавету Сергеевну.

Уникальные фотографии второй жены отца Кропоткина Елизаветы Марковны Карандино, младшей сестры Петра Алексеевича Пелагеи Алексеевны, его внучатого племянника Николая, погибшего в боях за родной город  Калинин и многие другие  экспонаты передал нам в экспозицию А.Н. Поливанов, неутомимый энтузиаст и друг Музея Кропоткина. Найденные к.и.н. Валерием  Павловичем Суворовым многочисленные фотографии племянников, сыновей брата Александра, сестёр Чайковских, сыгравших важную роль в жизни Петра Алексеевича и другие, он также подарил музею. И, наконец, огромное спасибо Андрею Викторовичу Бирюкову, который дал нам, полученную из частного архива, фотографию внучки Кропоткина Пьерры, которой нет ни в одном источнике.

Необходимо поблагодарить за оформление экспозиции художников Елену Сергеевну и Антона Алексеевича Катышевых; им удаётся разместить её на очень ограниченной площади.

И, конечно, особая благодарность Главе Администрации Дмитровского муниципального района Валерию Васильевичу Гаврилову, который нашёл возможность довести реконструкцию дома П.А. Кропоткина до конца.

 

[1]В.В. Минин «Хронологический справочник по Дмитровскому краю.1154-1951гг.»,Литфонд МЗДК, машинопись, с.87

[2]Ю.К.Дорошевский «Создание Дмитровского музея и первые годы его работы(1918 – 1930гг.), Литфонд МЗДК, машинопись, с.11

[3]С.А. Гаврилов «Проблемы реставрации дома П.А. Кропоткина в Дмитрове»,сб. «Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина»,вып.2,М.,1992г.

[4]План усадьбы П.А.Кропоткина в Дмитрове,24.IX.1934г., фонды МЗДК

[5]Из письма П.А. Кропоткина В. и Ф. Черкезовым, Отдел рукописей РГБ, ф.410,к.3,ед.хр.44, л.1об

[6]С.А. Гаврилов « Проблемы реставрации дома П.А. Кропоткина в Дмитрове», сб. «Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина, вып2, М.,1992г.,с.138

[7]С.А. Гаврилов « Проблемы реставрации дома П.А. Кропоткина в Дмитрове», сб. «Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина, вып2, М., 1992г.,с.135

[8]Из Постановления Пленума Моссовета от 15.02.1921г.

[9]Из письмам С.Г. Кропоткиной А.А. Боровому, РГАЛИ,ф.10213, оп.1

[10]Купчая на движимое имущество между Д.А.Олсуфьевым и С.Г. Кропоткиной, 29.08.1918г.

[11]ГАРФ, д.174, л.60, письмо к С.Г. Кропоткиной от 17.09.1925г.

[12]ГАРФ, ф.1129, оп.3,ед.3