Интернациональный сборник, посвященный десятой годовщине со дня смерти П.А. Кропоткина (1931 г.): к истории издания

V Кропоткинские чтения. Сборник докладов. Дмитров-­2016

Рублев Дмитрий Иванович, к.и.и., РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева

Интернациональный сборник, посвященный десятой годовщине со дня смерти П.А. Кропоткина (1931 г.): к истории издания

К десятой годовщине со дня смерти Петра Алексеевича Кропоткина анархистское движение в СССР было фактически загнано в подполье и разгромлено. Большинство анархистов находилось в тюрьмах и ссылках. Многие были вынуждены отойти от своей деятельности и даже отречься от собственных убеждений. Еще в 1920-е гг. центр деятельности анархистов постепенно перемещается в эмиграцию. В начале 1930-х гг. в США выходят наиболее читаемые издания анархистов – газета «Рассвет», журналы «Дело Труда» и «Пробуждение». Здесь же развернулась издательская деятельность русских анархистов, приуроченная к 10-летию со дня смерти П. Кропоткина.

В 1931 г. вышли два издания, посвященных этой скорбной дате. Это «Интернациональный сборник «П.А. Кропоткин и его учение»» и специальный выпуск журнала «Пробуждение» (№ 15, февраль 1931 г.). Первое из этих изданий получило наибольший резонанс в мире. Его материалы впоследствии были полностью переизданы на идиш и болгарском языке.

Материалы из коллекции документов Г.П. Максимова, выявленные нами в архиве Международного Института Социальной Истории (Амстердам) позволяют восстановить историю издания сборника «П.А. Кропоткин и его учение». Прежде всего, это переписка Г.П. Максимова с авторами и соредакторами сборника.

Инициатива издания этой книги принадлежала Русскому Прогрессивному клубу Чикаго, объединявшему анархистов. По его поручению Максимов взял на себя работу составителя и редактора сборника.[1] Информационную поддержку издания осуществлял журнал «Дело труда».[2] Целью сборника должно было стать раскрытие основных положений учения П.А. Кропоткина: «Основная задача сборника – осветить кропоткинское учение всесторонне, так чтобы эта книга могла стать настольной для каждого анархиста и исчерпывающим источником для исследователя кропоткинского учения».[3] Предполагалось, что каждый автор возьмет «за тему какое-либо основное кропоткинское положение», развивая его, «независимо от того, согласен он или нет с этим положением». Максимов призвал лишь «по возможности избегать дублирования тем и полемики с Кропоткиным».[4] Изначально планировалось разделить сборник на пять разделов:

1) Вводная часть, включающая предисловие публикаторов и редакторов, биографический очерк о П.А. Кропоткине, статью о его роли в анархистском движении и работу со сравнительным анализом кропоткинианства и бакунизма;

2) Теория анархизма. Включал следующие темы: философия и этика анархизма, анархизм и наука, анархизм и религия, анархическая теория прогресса, философия истории, социология с анархистской точки зрения, взаимоотношения личности и общества, проблема отношений меньшинства и большинства, творческая сила масс и индивидуальность, свобода и равенство, федерализм и централизм, эволюция и революция, экономическое учение анархизма, политическое учение анархизма, анархистские идеи и учение о борьбе классов, дарвинизм и теория классовой борьбы, современные общественные институты (государство и власть, диктатура и демократия, право и суд, собственность, школа, семья и брак, национальность и патриотизм) с точки зрения анархистской теории, анархизм и милитаризм, анархизм и «государственный социализм»;

3) Тактика анархизма. В рамках этого раздела предполагалось рассмотреть следующие проблемы: индустриальный юнионизм, кооперация, борьба рабочих за повседневные интересы, парламентаризм и «прямое действие», создание Рабочего Интернационала, всеобщая и местная стачки, бунт и восстание, частная экспроприация, террор, политическая и социальная революции, взаимоотношения лидеров и народных масс в революционных движениях, работа анархистов во время социальной революции, революционное насилие, формы и принципы анархистской организации в борьбе за анархию и коммунизм.

4) В статьях, составляющих раздел об анархо-коммунистическом обществе, предполагалось затронуть такие темы, как: элементы будущего в современности, конструктивные элементы анархизма, главные аспекты экономической и политической организации общества, организация промышленности и транспорта, организация потребления и распределения, коммунизм в сельском хозяйстве, распределение квартир и устройство городских садов, организация образования и др. общественных служб, формы экономического обмена, альтернатива налогам, новая форма рабочей организации.

5) В историко-биографическую часть должны были войти воспоминания о Кропоткине, его неопубликованные произведения, фотографии, биографические и библиографические материалы.[5]

С учетом всех позиций, указанных в плане сборника, только первые четыре части состояли бы из 58 статей. Как писал Г. Максимов в письме к П. Аршинову: «не может быть и речи о преследовании в нем фракционного единства мысли. Книга будет нефракционной, как и сам Кропоткин».[6] Предполагалось участие, как минимум, 57 деятелей анархистского движения из 14 стран: России (П.А. Аршинов, Г.К. Аскаров (Якобсон), А. Беркман, А.А. Боровой, В.М. Волин (Эйхенбаум), Э. Гольдман, М.И. Гольдсмит, Л.В. Иконникова-Гогелиа, Н.А. Критская, С.Г. Кропоткина, Н.К. Лебедев, С. Маркус, М. Мрачный (Кливанский), И.В. Хархардин, В.С. Худолей, А.М. Шапиро), США (И. Гавел, Г. Келли, Ш.-Й. Яновский), Франции (П. Бенар, Ж.Грав, В. Гриффюэль, Ж. Ивето, Оссар, Э. Пуже, П. Реклю, С. Фор, Ф. Черкезова, Шазов, Шевалье и др.), Бельгии (Н. Лазаревич), Нидерландов (А. Де-Йонг, Б. Де-Лихт, Х. Корнелиссен и А. Мюллер-Ленинг), Швеции (Бьёрклунд и Йенсен), Австрии (М. Неттлау), Германии (М. Виткоп-Рокер, Гольке, Коль, Э. Мюзам, Р. Рокер, А. Сухи), Аргентины (Д. Абад Де-Сантильян, Орландо), Мексика (Э. Флорес-Магон и др.), Италии (Э. Малатеста, Л. Фаббри, А. Борги, В. Д’Андреа, Джиованнетти), Испания (А. Пестанья, В. Оробон Фернандес, Э. Карбо), Великобритании (Д. Тёрнер), Швейцарии (Л. Бертони).[7] Однако, по признанию Максимова, этот список был, скорее, ориентиром. Сам он рассчитывал на участие 28 — 30 человек.[8] Судя по всему, подбор авторов не был делом исключительно Максимова. Так, например, он признавал, что сомневался в вероятности получения текстов от анархистов, живущих в СССР, а в список включил их лишь по требованию Чикагского Прогрессивного клуба.[9]

Конференция Федерации Русских Анархо-коммунистических Групп Соединенных Штатов и Канады, состоявшаяся 29 — 30 ноября 1930 г., признала Интернациональный сборник своим изданием и приняла решение о его материальной поддержке, призвав активистов внести 10-долларовый взнос.[10] Но даже такие пожертвования были непростым делом, поскольку в 1930 — 1931 гг. США стали одним из эпицентров мирового экономического кризиса.[11] По данным, приведенным на страницах «Дела Труда», федерация собрала на издательскую работу Г.П. Максимова 1287 долларов, 60 центов. Из них 1087 д., 30 ц. составили взносы от групп и еще 198 д., 30 ц. пожертвований было собрано по подписным листам. 1150 д. выплатили типографии, за клише внесли 78 д., 88 ц. Неизрасходованный остаток составил 1 д. 63 ц., при том, что 75 д. редакция осталась должна типографии, погашая долг впоследствии.[12] Работа редактора, авторов и содействующих лиц не оплачивалась. Предполагалась лишь выплата гонораров за перевод материалов сборника, «причем в размерах, установленных переводчиками».[13] Однако их аппетиты оказались умеренными. Оплата переводов составила всего 30 д. На почтовые расходы было затрачено 8 д., 40 ц.[14] Максимову пришлось выполнить некоторые подсобные технические работы. В частности, набирать статьи на печатной машинке и в домашних условиях фотографировать рукописи П.А. Кропоткина, присланные на адрес редакции, а затем возвращаемые владельцам.[15] Фотокопии с фотографий делал С. Флешин, профессиональный фотограф. Дизайн обложки подготовил художник Лебедев.[16] Содействие в переписке с потенциальными авторами оказывали А.М. Шапиро, М.И. Гольдсмит и А. Сухи. В частности, они координировали оповещение и сбор материалов среди авторов, живших в Европе.[17] Перевод статей осуществляли М. Мрачный, М.И. Гольдсмит и В.М. Волин. Сборник планировали выпустить к 8 февраля 1931 г., дате смерти П.А. Кропоткина. Однако из-за продолжительной переписки с авторами и большого объема работы, выполняемой редакторским коллективом, а также трудностей со сбором средств на издание, выход книги перенесли на конец марта — начало апреля 1931 г.[18]

Запланированный объем книги составил бы 250-350 страниц. Максимальный размер статьи – «в половину печатного листа или несколько больше» (приблизительно 20 тыс. знаков). Рабочими языками, на которых могли быть написаны тексты¸ были английский, немецкий и французский. Но для некоторых авторов было сделано исключение. Так, у Яновского обещали принять материалы на идиш, а у шведских анархистов на их родном языке.[19] Срок сдачи текстов первоначально был ограничен 1-м декабря, но затем отодвинут на середину месяца 1930 г., и далее – на начало января следующего года.[20]

В итоге, из намеченных авторов свои статьи, воспоминания или же рукописи П. Кропоткина предоставили П. Аршинов, П. Бенар, Л. Бертони, М. Виткоп-Рокер, В. Волин, Э. Гольдман, Ж. Грав, М. Гольдсмит, Х. Корнелиссен, Г. Максимов, А. Мюллер-Ленинг, М. Пьерро, П. Реклю, Р. Рокер, А. Сухи, А. Шапиро, Ш.-Й. Яновский. И. Гавел обещал прислать статьи, но не выполнил обещания. Представители Дании (Й. Ипсен) и Индии (Ачария) прислали «статьи общего характера, не имеющие прямого отношения к учению Кропоткина».[21] Одну из статей Рокера отвергли, поскольку она уже издавалась на русском языке. Две статьи Л. Липоткина (Лазарева) о взглядах Кропоткина на национальный вопрос, были отвергнуты из-за слабого знания автором работ Петра Алексеевича по данному вопросу. Максимов признавался, что как малосодержательные и плохо фундированные, следовало отвергнуть статьи П. Аршинова и М. Виткоп-Рокер. Опубликованы они были лишь из-за нежелания редактора вступать в конфликт.[22] От публикации некоторых материалов редакция отказалась, стремясь сократить объем книги. К ним относились статья Г. Максимова «Конструктивные элементы анархизма (элементы будущего в настоящем)» и написанная М. Неттлау биография П.А. Кропоткина.[23] Были переизданы и ранее публиковавшиеся материалы. Среди них рукописи П.А. Кропоткина («Письмо западноевропейским рабочим», «Что делать?»), по одной из статей А. Атабекяна и М. Гольдсмит, воспоминания М. Неттлау и Ш.-Й. Яновского, стихотворение Э. Мюзама, а также небольшие заметки о смерти П. Кропоткина, написанные Ж. Дюмуленом, А. Йенсеном, Э. Малатестой, А. Оларом, Э. Пуже. Из оригинальных текстов П.А. Кропоткина, опубликованных впервые, в сборнике были его письма к Г. Брандесу, М.И. Гольдсмит, Х. Корнелиссену, М. Наделю, Де Рейгеру и Ш.-Й. Яновскому, а также воззвание к казни Ф. Феррера.

В чем причина неудач в привлечении к участию в сборнике известных анархистов? Максимов ссылался на упадок анархистского движения и жесткий график работы: «Беда только в том, что многие важные и серьезные темы остаются без разработки, – писал он М. Гольдсмит. – Но что мы можем сделать, дорогая Мария Исидоровна. Это показывает, что уровень нашего международного движения не соответствует плану сборника. <…> Или, может быть, это означает, что нужно было применить другой метод составления книги. Скорее же всего правильное объяснение лежит в спешности работы – слишком поздно начали».[24] Также он указывал на нарушение авторами предложенной тематики, присылку опубликованных или написанных ранее текстов, слишком сильную занятость.[25]

Редакция не располагала адресами многих авторов. Некоторые не ответили на предложения. Другие, как Пестанья, Оробон Фернандес, Абад де Сантильян и А. Борги, не смогли участвовать из-за репрессий властей.[26]А. Беркман сослался на высылку его из Франции в Бельгию в мае – июне, а затем, после возвращения, новые попытки изгнания осенью 1930 – зимой 1931 гг. Он указывал также на свою работу по изданию Бюллетеня Фонда помощи заключенным и ссыльным анархистам России, подготовку статей для анархистских изданий, необходимость срочно зарабатывать на жизнь переводами.[27] В итоге он ограничился отправкой своей статьи о П.А. Кропоткине, написанной некогда, но не увидевшей свет. Ее содержание, видимо, не устроило Максимова, и материал не был издан.[28] Подобные проблемы имел и редактор сборника. Так, в конце 1929 – 1931 гг. он не имел постоянной работы, перебиваясь случайными заработками, и не имея средств, чтобы заплатить за квартиру и оплатить кредит, взятый на учебу его женой, Ольгой Иосифовной Фрейдлиной. Изыскать средства на жилье Максимову помогли рабочие из числа анархистов. Проводя лекционные туры по городам США для русских анархистов, он зарабатывал некоторые средства. Кроме того, он писал статьи для анархистских изданий.[29]

Многие из авторов в это время были уже людьми преклонного возраста и не могли работать в полную силу. Так, А. де Йонг, Х. Корнелиссен, В. Д’Андреа, Э. Пуже, Ж. Ивето оправдали свой отказ от участия или задержки в работе, ссылкой на плохое здоровье. Не прислал статью И. Гавел, страдавший алкоголизмом.[30]

Работу над сборником также затрудняло соперничество между редакциями «Дела труда» и «Пробуждения». Его причиной был раскол в анархистском движении русских эмигрантов США, произошедший в середине 1920-х гг. Группа, издававшая газету «Американские известия», постепенно сблизилась с анархо-мистическими кругами в СССР. Ее лидерами стали Е. Моравский, М. Рубежанин (М. Гайдук), и Ю. Карпик. Для их взглядов было характерно сочетание элитаристско-эзотерических, мистических и религиозных идей с анархистской идеологией. Новая газета, «Рассвет», редактируемая сторонниками Моравского, позиционировала себя как неанархистское издание, рассчитанное на широкие круги эмиграции. На ее страницах публиковались не только статьи анархистов, но и корреспонденции и материалы авторов белогвардейского толка. «Рассвет» публиковал извещения о деятельности церковных и близких монархистам общественных организаций эмиграции. Журнал «Пробуждение», редактируемый Моравским и Рубежаниным, напротив, позиционировал себя, как анархистское издание. Но печатали в нем, преимущественно, статьи анархо-мистиков. Ответом на эти тенденции стал бойкот «рассвето-пробужденцев», организованный объединившимися вокруг журнала «Дело труда» анархо-синдикалистами, «платформистами» и сторонниками В.М. Волина, поддержанный многими деятелями международного анархистского движения.[31] Естественно, что «рассвето-пробужденцы» не были приглашены к участию в «Интернациональном сборнике».

Список авторов, намеченных редакцией «Пробуждения» к сотрудничеству, во многом совпадал с перечнем Максимова. Неттлау, многие годы сотрудничавший с «Пробуждением», вопреки призывам к бойкоту, уговорил Корнелиссена, Келли, Черкезову и Малатесту писать для номера журнала, посвященного Кропоткину. Суть конфликта между «Делом Труда» и «Пробуждением» не была им понятна. «Мы не можем разорвать с американскими друзьями Неттлау, так как их журнал не противоречит нашим принципам», писал, например, Корнелиссен.[32] В итоге, Григорий Петрович был  вынужден вступить в полемику с Неттлау, и, по его и Беркмана просьбам, отправил письмо с информацией о сотрудничестве белогвардейцев и представителей церковных кругов в «Рассвете». Кроме того, конкуренты Максимова выплачивали авторам гонорары, что также было стимулом для работы. В номере также появились тексты А.А. Борового и Н.К. Лебедева. Однако, многие из авторов, как Беркман и Волин, отказали Неттлау, поддерживая бойкот.[33] Но все же «пробужденцы» спутали карты Максимову. Так, например, заказанную им статью о научной деятельности Кропоткина, Корнелиссен отослал в «Пробуждение». Взамен, правда, он выслал Максимову семь писем Петра Алексеевича.[34]

Не удалось Максимову получить материалы анархистов из СССР. Л.В. Иконникова, которой он предложил пригласить к участию С.Г. Кропоткину, В.Н. Фигнер, Г.К. Аскарова и Д. Маркуса, получила от них отказы. Сама же она сослалась на отсутствие опыта литературной работы над воспоминаниями.[35]Аршинов, к которому редактор обратился с просьбой пригласить к сотрудничеству Борового, Худолея и Хархардина, ответил, что связей в СССР у него не осталось: «Ни с кем из заключенных т<овари>щей, указанных в вашем письме, я сейчас не имею связи. Там сейчас все невероятно терроризировано. Наши даже старые работники определенно уклоняются от переписки с заграницей, ввиду того, что все письма проходят кабинет ГПУ и копируются. По этой причине я даже и не пытался связаться с названными Вами тов<ари>щами по поводу сборника».[36] В итоге публикации материалов анархистов, оставшихся в СССР, были перепечатками из более ранних изданий.[37]

В мае 1931 г. на страницах «Дела Труда» появилась информация о выходе сборника из печати. Объем новой книги составлял 352 страницы масштабом 6×9 см, а также 16 иллюстраций. Была установлена фиксированная цена сборника — в 1 доллар. Его распространение взяла на себя редакция «Дела Труда».[38] Доход от продажи сборника предназначался на организацию помощи заключенным и ссыльным анархистам в России.

«Интернациональный сборник «П.А. Кропоткин и его учение»» был уникальным издательским проектом русских анархистов-эмигрантов, направленным на актуализацию философских и социально-политических идей Кропоткина. Безусловно, он укладывался в основное направление творчества Максимова, связанное с адаптацией анархо-коммунистической концепции к реалиям индустриального общества начала 1930-х гг. Реконструкция, проделанная им в отношении социально-политического учения М.А. Бакунина, должна была быть дополнена коллективной актуализацией идей П.А. Кропоткина, осуществленной лучшими умами международного анархистского движения. В силу указанных причин, проект удался лишь отчасти. Большинство из запланированных тем не были освещены в сборнике, значительная часть авторов не приняла в нем участие. В большей степени проявился мемориальный характер издания. Подводя итоги, можно констатировать, что эта книга стала, все же, одним из наиболее известных памятников анархистской литературы Русского зарубежья, получившим международную известность. 

  

 [1]International Institute of Social History (IISH), Amsterdam. G.P. Maksimov collection. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Аршинову П.А. (12.09.1930 г.), Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (21.08.1930 г.), Копия письма Максимова Г.П. к Шапиро А.М. (22.081930 г.), Черновик письма Максимова Г.П. к Рокеру Р. (2.09.1930 г.).

[2]См. заметки об издании сборника:Учение Кропоткина (Сборник, посвященный десятилетней годовщине смерти П.А. Кропоткина) // Дело Труда. № 60 — 61. Ноябрь — декабрь 1930. С. 30 — 32; П.А. Кропоткин и его учение // Дело Труда. № 64 — 65. Март — Апрель 1930. С. 19;Интернациональный сборник «П.А. Кропоткин и его учение» // Дело Труда. № 66. Май — Декабрь 1930. С. 23 — 24.

[3]International Institute of Social History (IISH), Amsterdam. G.P. Maksimov collection.F. 2. КопияписьмаМаксимоваГ.П. кАршиновуП.А. (12.09.1930 г.).

[4]Ibid. Копия письма Максимова Г.П. к Беркману А. (27.08.1930 г.).

[5]Ibid. F. 1. Список тем сборника памяти П.А. Кропоткина (на англ. яз.)(12.09.1930 г.); Учение Кропоткина (Сборник, посвященный десятилетней годовщине смерти П.А. Кропоткина). С. 30 — 32. В частности, Максимов просил Яновского найти автора, который написал бы для сборника «полную кропоткинскую библиографию на еврейском языке или просто библиографическую статью о судьбе кропоткинских произведений на еврейском языке» (идиш) (Ibid.Копия письма Максимова Г.П. к Яновскому Ш.-Й. 6.11.1930 г.).

[6]Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Аршинову П.А. (12.09.1930 г.).

[7]Ibid. F. 1. Список тем сборника памяти П.А. Кропоткина (на англ. яз.) (12.09.1930 г.); Учение Кропоткина (Сборник, посвященный десятилетней годовщине смерти П.А. Кропоткина). С. 31 — 32.

[8]Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Шапиро А.М. (13.10.1930 г.)

[9]Ibid. Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (20.09.1930 г.).

[10]Ibid. F. 28. Решения конференции Анар<хо->Ком<мунистических> Групп Соед<иненных> Штатов и Канады, состоявшейся 29 — 30 Ноября 1930 года.

[11] Максимов Г. От Редакции. С. 7.

[12] Отчет по изданию сборника: «П.А. Кропоткин и его учение» // Дело труда. № 67. Январь 1932. С. 22.

[13]IISH, Amsterdam. G.P. Maksimovcollection.F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (21.08.1930 г.).

[14] Отчет по изданию сборника: «П.А. Кропоткин и его учение». С. 22.

[15] См., например, информацию о фотокопировании писем П.А. Кропоткина к Ш.-Й. Яновскому: IISH, Amsterdam. G.P. Maksimovcollection.F. 1. Копия письма Максимова Г.П. к Яновскому Ш.-Й. (6.11.1930 г.);Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Мрачному М. (30.11.1930 г.).

[16]Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Мрачному М. (18.11.1930 г.).

[17]Ibid. F. 1. Письмо Шапиро А.М. к Кропоткину П.А. (22.10.1930 г.); Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Шапиро А.М. (13.10.1930 г.).

[18] П.А. Кропоткин и его учение. С. 19.

[19]IISH, Amsterdam. G.P. Maksimovcollection.F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Яновскому Ш.-Й. (27.08.1930 г.), Черновик письма Максимова Г.П. к Рокеру Р. (2.09.1930 г.).

[20]Ibid. F. 1. Типовой образец письма редакции Интернационального сборника к авторам (на англ. яз.). (1930 г.); Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (21.08.1930 г.), Копия письма Максимова Г.П. к Беркману А. (27.08.1930 г.).

[21]Максимов Г. От Редакции // П.А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник, посвященный десятой годовщине смерти П.А. Кропоткина. Чикаго. 1931. С. 7; IISH, Amsterdam. G.P. Maksimovcollection.F. 1. Черновик письма Максимова Г.П. к Мюллер-Ленингу А. (14.11.1930 г.).

[22]Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (20.09.1930 г.).

[23] См. примечание редактора сборника: П.А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник, посвященный десятой годовщине смерти П.А. Кропоткина. Чикаго. 1931. С. 350.

[24]Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (31.12.1930 г.).

[25]Ibid.

[26]Ibid. F. 1. Письмо Шапиро А.М. к Кропоткину П.А. (22.10.1930 г.), Копия письма Максимова Г.П. к Шапиро А.М. (6.11.1930 г.).

[27]Ibid. Письма Беркмана А. Максимову Г.П. (23.09, 30.12.1930 и 15.01.1931 гг.).

[28]Ibid. Письмо Беркмана А. к Максимову Г.П. (3.11.1930 г.).

[29]Ibid. Письмо Максимова Г.П. неизвестному лицу (23.08.1929 г.); Копия письма Максимова Г.П. к Гольдман Э. (2.10.1930 г.); Копия письма Максимова Г.П. к Шапиро А.М. (6.11.1930 г.);Ibid. F. 2. Черновик письма Максимова Г.П. к Рокеру Р. (2.09.1930 г.); Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (31.12.1930 г.); Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (20.09.1930 г.).

[30]Ibid. F. 1. Письмо Максимову Г.П. от Корнелиссена Х. (15.10.1930 г.) и А. Де Йонга (10.11.1930 г.), Максимов Г. От Редакции. С. 7; Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Гольдсмит М.И. (без даты).

[31] Подробнее о позиции участников бойкота см.: Ibid. F. 2. Черновик письма Максимова Г.П. к Неттлау М. (15.10.1930 г.);Максимов Г.П. «Рассвет» проводник русского фашизма. Чикаго. 1933; Володькин С. Что такое рассветовщина? Париж. 1928;

[32]IISH, Amsterdam. G.P. Maksimovcollection.F. 1. Письмо Корнелиссена Х. Максимову Г.П. от 15.10.1930 г.

[33]Ibid. Письма Беркмана А. Максимову Г.П. (20.10 и 30.12.1930 г.), Копия письма Максимова Г.П. к Гольдман Э. (2.10.1930 г.), Письмо Шапиро А. к Максимову Г.П. Без даты; Ibid. F. 2. Копия письма Максимова Г.П. к Шапиро А.М. (13.10.1930 г.), Письмо Неттлау М. к Максимову Г.П. (без даты).

[34]Ibid. F. 1. Письмо Максимову Г.П. от Корнелиссена Х. (15.10.1930 г.)

[35]Ibid. Письмо Иконниковой Л.В. к Максимову Г.П. от 15.12.1930 г.,Ibid.F. 2. Копия письма Максимова Г.П. К Иконниковой Л.В. (28.08.1930 г.).

[36]Ibid. F. 2. Письмо Аршинова П.А. к Максимову Г.П. от 11.12.1930 г.

[37]Статья А.М. Атабекяна «Взгляды Кропоткина на кооперацию» была перепечатана из журнала Универсал (№ 1.Февраль — март 1921 г. С. 17 — 18). Также в сборник были включены в полном объеме материалы единственного выпуска газеты «Анархические организации памяти Петра Алексеевича Кропоткина», изданной в начале февраля 1921 г.

[38] Интернациональный сборник «П.А. Кропоткин и его учение». С. 23.