П. А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник. Чикаго, 1931 г.
Стр. 99-120. Г. Максимов. Кропоткин и Синдикализм.
Кропоткин и Синдикализм. Продолжение. Начало здесь.
___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ 113
эти идеи должны быть восприняты, как одни из главнейших и основных в учении П. А. Кропоткина, потому что они были высказаны в один из ответственнейших моментов и были предназначаемы для установления линии поведения анархистов в революции, они не просто мысли отдельного человека, но программа определенной ветви социализма, которая рекомендовалась проводиться в жизнь и была ответом на жгучий вопрос, что делать и как подготовлять социальную революцию.*)
Но Кропоткин не ограничился только этими статьями. С этого времени он неослабно следил за развитием, так называемого, революционного синдикализма и индустриализма и немало писал об этом движении и об отношении к нему анархистов в “Листках Хлеб и Воля“, “Les Temps Nou- veaux“ (полемика с Лагарделем) и в ряде других периодических анархических и синдикалистских изданиях. В 1909 году он пишет предисловие к небольшой, но замечательной книге К. Оргеиани: “Как и из чего развился революционный синдикализм”, в начале 1911 года — предисловие к книге французских синдикалистов анархистов Пато и Пуже: “Как мы совершим революцию“. К этой синдикалистской “утопии” Кропоткин отнесся с чрезвычайной симпатией и, несмотря на то, что между его собственной “коммунальной утопией” (книга “Хлеб и Воля”) и “синдикальной утопией“ Пато-Пуже имеется значительная разница, несмотря на то, что авторы, по словам Кропоткина, рисуют “еще не анархию”, он самым решительным образом рекомендовал эту книгу. Через девять лет Кропоткин написал новое предисловие к русскому изданию этой книги, в котором он еще раз и с большей определенностью и решительностью подчеркивает свои симпатии к синдикализму. В 1912 году Кропоткин пишет статью-брошюру — “Синдикализ и анархизм“, в которой дает ответ на вопрос — “Что такое синдикализм и каково его отношение к анархизму”? В этой статье Кро-
________
*) В „Речах Бунтовщика“, к стр. 142 (XI. Парижская Коммуна), Кропоткин, в 1919 году, написал примечание, навеянное опытом русской революции; это примечание заслуживает быть приведенным здесь, ибо оно сильно подкрепляет мой взгляд.
„Насколько для создания новой, только еще создающейся организации, требуются именно местные силы, именно коллективный ум местных профессиональных работников во всех областях; и насколько центральное правительство не может заменить их, мы убеждаемся теперь воочию во всех отраслях хозяйственной жизни, из опыта русской революции“.
___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК 114
поткин, дав краткий очерк происхождения и развития революционно-синдикалистских идей, категорично заявляет, что “это единственное движение, которое укажет мыслящим людям путь из того тупика, в который наше поколение заведено современным развитием капитализма“.*) Говоря об основных идеях, одухотворяющих революционный синдикализм, Кропоткин с большим под’емом и воодушевлением заканчивает свою статью: “Эти идеи, говорит он, не наша выдумка; она ничья выдумка. Сама жизнь продиктовала их цивилизации девятнадцатого века. И теперь наш долг осуществить их. Мы гордимся, что поняли эти идеи, — мы защищали их в те темные годы, когда социал-демократические политики и лже-философы топтали их ногами, — мы гордимся, что остались верны им и теперь, как и тогда”.**)
* * *
Годы русской революции (1917 — 21) окончательно укрепили Кропоткина в правильности развитых выше идей и он склонился к той фракции анархического коммунизма, которая шла в России под знаменем анархо-синдикализма, т. е. к тому течению, которое в отличие от западно-европейского синдикализма и анархизма, открыто признало, что революционный синдикализм это те практические идеи, которые выросли в Интернационале и развиты Бакуниным, т. е. революционный синдикализм есть практическая часть бакунинской теории анархии, которая не может быть осуществлена помимо рабочих производственных организаций.
________
*) “Ез ist die einzige Bewegung, die denkenden Menchen einen Weg weisen wird, der hinausfuhrt aus dieser Sackgasse, in die die gegenwartige Entwiklung des Kapitalismus unsere Generation getrieben hat”. Peter Kropotkin, “Syndicalismus und Anarchismus”, seite 11; Verlag “Der Syndicalist”, Fritz Kater, Berlin.
**) “Diese beiden fundamentalen Ideen sind nicht unsere Er- f indung; eie sind niemandes Erf indung. Das Leben selbst hat sie der Zivilisation des neuzehnten jahrhunderts aufdiktiert. Und unsere Pflicht ist es nun, sie in die Wirklichkeit umzusetzen. Aber unsere Stolz ist es, dass wir sie begriffen, — dass wir sie verteidigt haben in jenen dunklen jahren, da sozialdemokratishe Politiker und Pseudo- philosophen sie unter die Fusse getreten haben, und dass wir treu zu ihnen stehen, heut wie damals”. Ibid. S. 11.
___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ 115
Послесловие к “Речам Бунтовщика», написанное Кропоткиным в 1919 году, может служить подтверждением моего утверждения. Вообще говоря, это послесловие является чрезвычайно важным документом для правильного понимания системы социально-политических взглядов Кропоткина. Это — итог и окончательная формулировка идей, полученных в результате наблюдений и изучения общественной жизни в период от написания „Речей Бунтовщика“ до 1919 г. Оно должно являться той призмой, через которую мы должны рассматривать все писания Кропоткина; это — ключ к пониманию учения П. А. Кропоткина об анархии и коммунизме и корректив к нему.
В этом послесловии Кропоткин, вновь возвращаясь к книге Пато и Пуже, определенно заявляет, что он расходится с ними только лишь “в некоторых частностях”. Больше того, он уже здесь не говорит об организации мелких коммун на основе добровольного соглашения, как он делал это раньше, наоборот, теперь он кладет в основу мысль чисто синдикалистскую, а именно; “мы все должны понять, пишет Кропоткин, что едва в стране начнется революционное движение—единственный разумный исход состоит в том, чтобы фабричные рабочие, крестьяне и все граждане, САМИ, с самого начала движения взяли в свои руки все народное хозяйство, организовали его сами и направили свои усилия к БЫСТРОМУ увеличению всего производства“*).
Дальше он пишет при каких именно условиях трудящиеся могут понять необходимость увеличения производства. Этими условиями по Кропоткину являются формы организации производства и управления им. Об этом он пишет так, как должен писать всякий анархист — синдикалист. “УБЕДИТЬСЯ В ЭТОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, говорит Кропоткин. они (трудящиеся — Г. М.) могут только тогда, когда все общие заботы о народном хозяйстве, предоставленные теперь по старой привычке целой ораве всяких министров и комитетов, БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ, В ПРОСТОЙ ФОРМЕ, ПЕРЕД ВСЯКОЙ ФАБРИКОЙ И ЗАВОДОМ, КАК ИХ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО, И БУДУТ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ИМ, В ИХ СОБСТВЕННОЕ ЗАВЕДЫВАНИЕ“*).
В этом же году (1919), но несколькими месяцами раньше, в предисловии к книге “Хлеб и Воля”, Кропоткин опять возвращается к упомянутой выше книге Пато и Пуже и весь-
________
*) См. „Речи Бунтовщика», над. „Голос Труда», П.-М. 1921.
___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК 116
ма определенно заявляет, что другое возможное решение вопроса, немного иное чем то, которое он дал в своей книге, но “ТОЖЕ АНАРХИЧЕСКОЕ”, “было указано нашим товарищем, синдикалистом Пуже, в книге “Как мы совершим революцию»*).
Бакунин, после поражения Парижской коммуны, удаляясь от общественной деятельности и прощаясь со своими друзьями, рабочими Юры, сожалел, что старость и болезни не дают ему возможности стать вместе с ними за станок и вместе с ними, в их профессиональном об’единении, продолжать дело, начатое Интернационалом. **) За полгода до смерти Кропоткин выразил тоже желание в письме к Атабекяну, в котором он подчеркнул свою глубокую задушевную веру в синдикальное движение рабочего класса. Вот эти, по-истине замечательные слова — завещание и пророчество.
“Я глубоко верю в будущее. Я верю в то, что синдикальное движение, т. е. движение профессиональных союзов, которое на свой конгресс недавно собрало представителей от 20 миллионов рабочих, выступит великою силою в течении ближайших 50 лет, чтобы приступить к созданию коммунистического безгосударственного общества. И, если бы я был во Франции, где в данную минуту центр профессионального движения, и чувствовал побольше сил, я бросился бы с головой в это движение ПЕРВОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА, (не 2-го и не 3-го, которые представляют узурпацию идеи Рабочего Интернационала, в пользу ОДНОЙ партии: социал-демократической, которая на половину вовсе не представляет рабочих).
________
*) См. „Хлеб и Воля“, изд. „Голос Труда». П.-М. 1919.
**) „Теперь настала пора не идей, а фактов и актов. В настоящее время прежде всего нужна организация сил пролетариата. Но эта организация должна быть делом самого пролетариата. Если бы я был молод, я бы вошел в рабочую среду и, разделяя трудовую жизнь моих братьев, я вместе с ними принял бы также участие в великом труде этой необходимой организации. Но ни мой возраст, ни состояние моего здоровья не позволяют мне сделать это“…
Дальше Бакунин заповедывал пролетариату:
„1) держитесь твердо принципа великой и широкой народной свободы, без которой само равенство и сама солидарность были бы простым обманом; 2) организуйте все более международную практическую боевую солидарность рабочих всех ремесл, и всех стран, и помните, что, будучи безконечно слабыми как отдельные лица, местности или страны, вы обретете в этом всемирном коллективе колоссальную, непреодолимую силу.“ „Бюллетень Юрской Федерации“, 12 октября, 1873 г. Цитирую по 10. Стеклову, „Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность“. Т. IV, стр. 318 — 319. Гос. изд. Москва — Ленинград. 1927.
___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ 117
“Я глубоко верю в это. Но чувствую, что для того, чтобы вдохнуть живую силу в оба эти движения (синдикалистское и кооперативное — Г. М.), оформить, разработать, обосновать их, помочь им обратиться из орудий самозащиты в могучие орудия коммунистического преобразования общества, для этого нужны силы более молодые, чем мои, и, особенно, сотрудничество из недр рабочих и крестьянских. Такие силы найдутся. Они уже есть, и в том и в другом движении, хотя они еще не сознают предстоящей им будущности; не разобрались в ней, не прониклись социалистическим идеалом”.*)
Над этими словами следует подумать многим, так называемым, чистым анархистами, особенно, анархистам рабочим… Рабочий должен интересоваться делом освобождения своего класса, а архимедовская точка опоры этого освобождения лежит в производственном рабочем союзе, и рабочий, в силу своего положения, должен ценить и понимать значение производственного, синдикального, движения для настоящего и будущего лучше, чем Бакунин и Кропоткин. Если же он еще не сознает этого, то он или темен или сбит с пути какой-либо, может быть и красивой, но для интересов пролетариата вредной, буржуазной теорией.
Всего за месяц до смерти, Кропоткин в письме к А. М. Шапиро закрепил приведенные выше мысли. Пересылая два письма, полученные от неизвестных молодых людей, спрашивавших — “что нам делать?” — Кропоткин писал следующее:
“Не сможешь ли ты, или кто-нибудь из товарищей, направить эту молодежь? АНАРХО-СИНДИКАЛИСТСКОЕ РУСЛО БЫЛО БЫ, КОНЕЧНО, САМЫМ ПОДХОДЯЩИМ, ЕСЛИ ЭТО СЕРЬЕЗНЫЕ ЛЮДИ»*).
Это письмо Петра Алексеевича не может быть обойдено анархическими фракциями в их междоусобном споре. Долголетний революционный опыт и научные изыскания в области социологической утвердили Кропоткина на пози-
________
*) „Анархические Организации Памяти П. А. Кропоткина“. Газета однодневка. Москва, 13 февраля, 1921 г. См. настоящий Сборник.
**) „Рабочий Путь“, орган русских анархо-синдикалистов. Изд. Комитета Защиты Анархо-синдикализма при Международном Товариществе Рабочих, № 2—3, апрель-май 1923 г. Берлин. Статья А. Шапиро „П. А. Кропоткин и анархо-синдикализм“.
___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК 118
циях Первого Интернационала, над укреплением которых он так славно поработал, и которые иначе и не могут быть названы как анархо-синдикалистскими.
* * *
В революции 1917-21 г. г. я выдвинул переходный период от капитализма и государства к коммунизму и анархии и назвал его коммунально-синдикальной стадией, строем, что защищаю и теперь*). И пусть не думают и не воображают, что это плод моей синдикалистской фантазии, мое новшество в анархизме. Я показал, что осуществление коммунизма Кропоткин мыслит в форме перехода производства в ведение свободных производственных союзов, синдикатов, т. е. в форме СИНДИКАЛИЗАЦИИ, значит, синдикализм для Кропоткина является практическим средством и в тоже время конкретной формой вольного коммунизма. Но в отличие от узких синдикалистов, задыхающихся в чистом экономизме и отрицающих политические формы, Кропоткин утверждает, что всякой форме экономической организации общества неизбежно должна соответствовать и новая форма политической организации. Такой формой, по его мнению, является свободная община, коммуна, — (может быть коммунистическая с самого начала, а может и нет) — и федерация этих коммун, т. е. КОММУНАЛИЗМ. Следовательно, осуществление анархии Кропоткин мыслит в форме насильственной замены государства и его централизации вольной коммуной и федерацией этих коммун; вместо этатизма выдвигается коммунализм. Таким образом, учение Кропоткина о коммунизме и анархии сводится к синдикализации производства, базирующейся на принципе коммунизма, и к коммунализации государства, базирующейся на принципе федерализма.
Это и есть коммунально-синдикальный строй. Это, так сказать, внешняя форма анархического коммунизма; это, выражаясь языком Кропоткина, — “первое приближение” к нему; это — форма неразвернутого анархического коммунизма;
________
*) Эти мысли мною проводились в статьях, печатавшихся в „Вольном Голосе Труда“, органе анархо-синдикалистов, М. 1918, август-сентябрь, 1—5; в „Голосе Труженика“ — двухнедельная газета, издававшаяся Индустриальными Рабочими Мира; №№ 215—218, 220—228, за 1923 г. Чикаго; в „Голосе Труженика“, ежемесячный журнал, издававшийся той же организацией, № 9—26, за 1925 (июль) — 1927 (май) годы, а так же и в других русских анархических газетах и журналах.
___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ 119
форма переходная, видоизменяющаяся в процессе строительства анархического коммунизма соответственно реальным потребностям живой действительности. Конкретных форм этого видоизменения мы сейчас установить не можем, но линия направления этих изменений для нас ясна и сейчас — это постоянное возрастание свободы в условиях равенства и материального благополучия.
Проводимую мною мысль Кропоткин выразил в следующих строках:
“Представляя себе мысленно свободные общины [коммуны — Г. M.], сельские и городские (т. е. земельные союзы людей, связанных между собой по месту жительства), и обширные профессиональные и ремесленные союзы [синдикаты—Г. М.] (т. е. союзы людей по роду их труда), при чем общины и профессиональные и ремесленные союзы тесно переплетаются между собою, — представляя себе такое устройство взаимных отношений между людьми, анархисты могли уже составить себе определенное конкретное представление о том, как может быть организовано общество, освободившееся от ига Капитала и Государства. К этому им оставалось только прибавить, что рядом с общинами и профессиональными союзами будут появляться тысячами безконечно-разнообразные общества и союзы: то прочные, то эфемерные, возникающие среди людей В СИЛУ СХОДСТВА ИХ ЛИЧНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ… Эти три рода союзов, сетью покрывающих друг-друга, дали бы возможность удовлетворить всем общественным потребностям”..*)
Здесь учение Кропоткина целиком совпадает с учением Бакунина. *) Оба они в данном случае представляют образец удивительного единства мысли. Бакунин гениальным мазком наметил контуры метода и формы реализации анархического коммунизма, Кропоткин развил это и дал ему
________
*) П. Кропоткин: „Современная Наука и Анархия», I. § XIII. Анархическое учение в его современном виде. стр. 78—79. Изд. „Голос Труда“. ПТБ.М. 1920. Ср. „Записки Революционера“ стр. 301, 312—313.
**) „Организация общества путем свободных федераций снизу вверх рабочих союзов, как индустриальных, так и земледельческих, как научных, так и союзов работников искусства и литературы, сначала в коммуну, потом федерация коммун и области, областей в нации и наций в международный братский союз.“ Михаил Бакунин, избр. соч. Т. V. „Послание моим итальянским друзьям“, стр. 197—198. Изд. „Голос Труда“. ПТБ.-М. 1922.
___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК 120
научную основу, но не успел свести воедино синдикализм и коммунализм, не успел синтезировать эти элементы и научно обосновать этот синтез, дающий коммунально-синдикальную теорию организации анархо-коммунистического общества. Он наметил план постройки, заготовил материал для нее, но сооружить ее не успел. Нам остается закончить эту работу,
Эта работа, как раз, и есть та работа, которая должна помочь индустриальным, производственным союзам обратиться “из орудий самозащиты в могучие орудия коммунистического преобразования общества“*), которую Кропоткин за старостью и слабостью физических сил, возложил на молодое поколение; задача этого поколения — работу завершить, работу конкретизации, оформления и обоснования коммунально-синдикальной теории, которая, будучи положена в основу синдикального движения, даст ему ту силу, которой ему не достает сейчас, чтобы на месте зажившихся капитала и государства установить коммунизм и анархию.
Г. Максимов.
________
*) П. Кропоткин, письмо к Атабекяну; см. „Анархические Организации памяти П. А. Кропоткина“. Газета однодневка, Москва, 13 февраля, 1921 года. См. настоящий Сборник.
Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение