П. А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник.
А. Шапиро. Кропоткин, рабочее движение и международное объединение трудящихся.
Стр. 138-146. 


продолжение. начало здесь

„Долг анархиста — пишет он — и каждого вдумчивого социалиста, не считающего себя и свою партию непогрешимыми, — содействовать всеми силами образованию независимых рабочих союзов, как это делал Интернационал, ради защиты интересов рабочего и ради искания ими самими тех форм коммунистического быта, которые смогут удовлетворить потребностям равенства и свободы, зреющим среди рабочих … Формы социалистического строя должны быть найдены и выработаны самой рабочей массой, вне всяких уступок и сделок, навязываемых ей политиками.“*)

Развивая основы Российской Рабочей Конфедерации и цели такой организации, Кропоткин писал:

„Не пренебрегая ежедневною борьбою из-за 8-ми часового рабочего дня и вообще из-за мелких и частных улучшений в жизни рабочих, особенно, если эта борьба принимает революционный характер — мы видим, однако, в этой борьбе лишь средство, чтобы сплачивать рабочих ввиду более серьезной и, конечно, революционной борьбы, — из-за обобществления всех средств производства и передачи всей промышленности в руки самих рабочих.»**)

Но, этого недостаточно. Надо сейчас-же найти не только пролетарский лозунг, но и формы его осуществления. Кропоткин рассматривает этот вопрос. Говоря о роли профсоюзов в Западной Европе, о развитии революционного синдикализма, о насильственных забастовках и забастовках по солидарности, он, одновременно, напоминает, что для социал-демократии профсоюзы являются только политическим орудием и что, если эти союзы подпадут под их влияние, экономической революции никогда не будет.

„Если-же, — продолжает он, — под влиянием революционных, анархических элементов, рабочие союзы поставят себе социалистический переворот, как цель, а всеобщую стачку, как средство, если они теперь-же начнут задаваться вопросом о том, как после победы превратить свои организации в производительные ассоциации будущего; если они и в своей ежедневной борьбе приучатся рассчитывать не на государство, а на самих себя, на свою непосредственную

_________
*) „Русский Рабочий Союз», Хлеб и Воля, 21—22, Август — Сентябрь 1905. Статья без подписи.
 **) Там-же.

______________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               139

щего; если они и в своей ежедневной борьбе приучатся рассчитывать не на государство, а на самих себя, на свою непосредственную борьбу с хозяевами — тогда мы можем надеяться на торжество и обще-социалистического принципа уничтожения частной собственности и наемного труда, и анархического принципа уничтожения государства и создания свободной федерации общин и групп.“*)

И вот Кропоткин вплотную подходит к самому существенному вопросу — (особенно существенному для страны, находящейся уже в состоянии революционного процесса): Что делать анархистам? Приступить к организации такого рабочего движения, которое на своем знамени начертает принципы безгосударственного, федералистического коммунизма, или-же заняться организацией своих анархических групп?

Кропоткин, конечно, продолжает настаивать на необходимости для наших товарищей находиться в гуще рабочей массы и там вести пропаганду. На вопрос-же об организации в России профессиональных союзов анархистами, он ответил, что „организационная работа происходит сама собой, в самом процессе революционной борьбы.“**)

Этот ответ, нам кажется, проникнут, тем чрезвычайным оптимизмом, необоснованным на реальных фактах окружающих условий, которым Кропоткин часто руководствовался при оценке событий.***) Он настолько был уверен, что рабочие массы России сами, стихийно, выдут на правильный путь, что ему казалось излишним отдаваться этой работе. „Проявления активного протеста становятся обычными, революция родит героев, превращая в них даже средних людей. При таких условиях ставить себе организационную работу в рабочих союзах главной задачей значило бы для нас отдавать силы на дело, которое делается и без того, самою жизнью, в ущерб специально анархической пропаганды и революционной агитации, ко-

_________
*)   „Рабочие Союзы», Хлеб и Воля, X 23, Окт. 1905. Статья без подписи.
**)  Там-же.
***)  Вспомним, например, что он писал в 1899-м году в Tempt Nouveaux: „Мы были уверены, 20 лет тому назад, что Революция — великая, социальная — придет раньше конца века (курсив наш), что она разрушит это давящее нас здание старых пережитков… В особенности, всегда мы возлагали надежды на Францию. На нее мы возлагаем их и теперь» (курсив наш).

______________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           140

торая есть наша задача и выполнение которой мы не имеем права предоставлять никому.“*)

Ошибка страшная, роковая. Пока анархисты занимались созданием своих групп, другие — более практичные и менее уверенные, что сама жизнь займется организацией профсоюзов, — в плотную занялись этим делом, и союзы оказались под их влиянием.

Творцы социальной революции — рабочие массы и их организации. Социальная революция — центр тяжести нашей деятельности. Кропоткин об’ясняет свою рекомендацию слабостью анархического движения в России, которое, в первую очередь, себя должно организовать и только потом заняться профсоюзами. Но где-же такая самоорганизация может лучше происходить, как не в организации свободных профессиональных союзов?

Однако, Кропоткин не остается долго на этой точке зрения. Больше того, она почти перестает интересовать его. На с’езде русских анархистов, состоявшемся в Лондоне, в 1906-м году, Кропоткин прочитал доклад о „Нашем отношении к Крестьянским и Рабочим Союзам.» Его выводы следующие:

„Обязанность анархистов — быть среди рабочих и не давать политическим партиям эксплоатировать рабочее движение в пользу парламентского постепеновства. Им предстоит — проводить в рабочую среду революционную мысль с тем, чтобы из крестьянских и рабочих союзов создать силу, которая могла бы сама приступить, на деле и на месте, к планомерной массовой экспроприации.

„На практике перед анархистами выступает всегда вопрос, вступать-ли в рабочие союзы, уже существующие, или-же стремиться создавать новые синдикаты, анархического характера?“**)

Вопрос интересный и с организационной точки зрения очень важный и по сей день, ибо от правильного его решения зависит жизнь и деятельность анархического движения.

Кропоткин склоняется к той линии поведения, которая, 20 лет спустя, была принята при создании Синдикалистского Интернационала. Одни, говорит Кропоткин, со-

_________
*)   „Рабочие Союзы“, „Хлеб и Воля“, № 23, Октябрь 1905.
**)   Листки „Хлеб и Воля“, № 2, 14 Ноября 1906.

______________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               141

здают союзы по своему подобию, другие входят в существующие, „третьи, наконец, и это было большинство, в особенности в Испании, оставаясь членами анархических групп, работали над основанием безпартийных рабочих союзов и, заслужив доверие товарищей по ремеслу, достигали того, что эти рабочие союзы шли рука об руку с анархистами, поручали ведение своих профессиональных газет анархистам.

…„Одно только можно сказать, что если рабочий союз требует от своих членов признания социал-демократической программы, то тут анархисту, конечно, делать нечего, и ему приходится основывать новые, хотя и меньшие, свободные рабочие союзы того-же ремесла.“*)

В настоящее время социал-демократические программы, быть может, и не навязываются, но, как например, во Франции, проводится открытая политика сотрудничества классов, политика содействия Лиги Наций (вернее государств), и моральное подчинение марксистской идеологии и тактике. При таких условиях, понятно почему, передовая часть французского рабочего движения бунтует против реформистской Всеобщей Конфедерации Труда и создает свои, другие об’единения, „хотя и меньшие“. Вот почему в Германии необходимо было создать, „хотя и меньшее“, самостоятельное профессиональное движение, именующееся ныне „анархо-синдикалистским“.

To-же самое было в Италии до победы фашизма.

Революционный синдикализм получил право гражданства благодаря упорной деятельности анархистов в профессиональном движении разных стран.

К этому революционному синдикализму Кропоткин опять возвращается в 1907-м году, когда пишет предисловие к книжке Оргеиани: „Как и из чего развился революционный синдикализм“, изданной два года спустя: „Тесная связь между левым крылом Интернационала и современным синдикализмом, идейная связь между анархизмом и синдикализмом, равно как и идейное противоречие марксизма и начал социалдемократии с синдикализмом вполне рельефно выступает из сообщенных в этой работе фактов“ … Рабочие массы, пишет он дальше, — должны видеть „как сама жизнь возвращает рабочее движение к тем

_________
*)  Листки „Хлеб и Воля“, № 2, 14, 11 Ноября 1906.

______________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           142

началам, которые были положены в основу революционной группировки пролетариата. .. Такой возврат будет богат последствиями, а потому мы с радостью приветствуем то, что рабочие снова пишут на своем красном знамени: Освобождение пролетариата путем прямой, наступательной борьбы против эксплоататоров и их защитников.

Интересно, как Кропоткин, из года в год, возвращаясь к тем-же самым задачам, к тем-же самым вопросам, неустанно провозглашает тесную связь между анархизмом и синдикализмом. Когда, от времени до времени, в анархической среде чувствовались колебания в тактике и в приемах борьбы, Кропоткин не упускал случая напомнить движению, что его корни в прошлом, и его задачи в будущем:

„Анархическое движение второй половины ХIХ-го века началось в рабочей среде, там же нужно было и продолжать его… Также, как в 1793 году мысль об анархической организации вытекла из революции и из потребности народа организовать в своих секциях разные стороны городской жизни… также и в 1872 году надежда создать жизнеспособный анархический организм вытекала из успеха Международного Товарищества Рабочих. В этой Ассоциации, рабочие видели среду, могущую служить для развития анархической организации.“

Поэтому, продолжает Кропоткин, „для анархиста не могло быть сомнений в том, в какой среде ему работать. Конечно, его место было там, где анархическое движение родилось, там, где могли бы возникнуть первые зачатки анархического общества — в рабочем Интернационале.*)

Те-же самые мысли развивает он в двух статьях: „Анархизм и Синдикализм», опубликованных в английской анархической газете „Freedom» (Июль и Август 1912).**)

Эти-же идеи самодеятельности масс начинают преобладать и в его более крупных трудах. Так, в книге „Современная Наука и Анархия“, изданной в 1913-м году, Кропоткин опять напоминает о том, что „с самого возникновения Интернационала вплоть до наших дней, многие анархисты постоянно принимали деятельное участие

________
*)   „Анархия и ее средства борьбы. Интернационал11. Тетра Nouveaux, 21 Августа 1909.
**)  См. эту статью в настоящем сборнике.

______________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               143

в рабочих организациях, создавшихся для прямой борьбы труда против капитала… Она заставляет рабочих задуматься над вопросом о том, как организовать потребление, производство и непосредственный обмен между заинтересованными сторонами, не прибегая к помощи ни капиталиста, ни государства.“*)

В разгар мировой войны Кропоткин задается вопросом о характере будущего Интернационала.

„Необходимо, пишет он, создать рабочий Интернационал, не обращая внимания на интер-парламентарный Интернационал социальной демократии.

„Необходимо, также, чтобы этот Интернационал не ограничивал свою деятельность узко-профессиональными вопросами заработной платы и рабочего дня, а ставил бы ребром вопрос о социальном переустройстве…

.. .„Тысячи причин мешали тому, чтобы, 20 или 30 лет тому назад, идеи социального переустройства стали основой синдикалистского движения… Но сегодня сами нужды дня диктуют это переустройство…

„Чтобы положить конец войнам, остается одно лишь средство: покончить с капиталистической и государственной эксплоатацией, и чтобы лучше достичь эту цель, надо создать международное об’единение, не тех, кто претендует править, а тех кто производят все социальные богатства и сами организуются для потребления ими созданных богатств …

… „Установление же нашего участия в рабочем Интернационале будет зависеть от структуры этой организации и от целей, которые она себе поставит. Ею не интересоваться было бы, мне кажется, огромной ошибкой.“**)

* * *

В 1917-м году Кропоткин возвратился в Россию. Он видел революцию действующей. И он воочию убедился в огромной ценности организованного рабочего движения, не подчиненного какой бы то ни было партии, без которого революция не может идти по прямому пути.

_________
*)  См. Изд. „Голос Труда“, Москва, стр. 84 и 85.
**)  „Новый Интернационал“. Бюллетень № 3 Tempx Nouveaux, Сентябрь. 1916. Имеется также русский перевод, изд. „Голос Труда“, Москва.

______________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           144

В письме западноевропейским рабочим, переданном через английскую рабочую делегацию, бывшую в России в 1919-м году, Кропоткин говорит о неизбежном переустройстве, которое поставлено в порядок дня Русской Революции.

„Успех этого переустройства будет зависеть в значительной мере от возможности тесного сотрудничества различных наций. Чтобы достигнуть этого, нужно чтобы рабочие классы всех стран были тесно об’единены и чтобы идея великого Интернационала всех трудящихся мира возродилась вновь, не в виде Союза, управляемого одною партиею — как это было со Вторым Интернационалом, и как происходит теперь с Третьим. Такие организации имеют, конечно, полное основание существовать, но вне их и обнимая их все, должен существовать союз всех профессиональных союзов мира, союз всех тех, кто производит все мировые богатства, об’единенные для того, чтобы освободить мировое производство от его теперешнего порабощения капиталом.“*)

Мечта о воссоздании великого Интернационала не оставляет Кропоткина. Он близко принимает к сердцу все невзгоды и слабости русских анархических группировок. Он тесно связывается с анархо-синдикалистами Москвы и Петрограда, и, за несколько месяцев до смерти, посылает к ним ищущую молодежь.**)

* * *

Постараемся кратко резюмировать точку зрения Кропоткина на рабочее движение и на роль в нем анархистов.

Творец социальной революции — организованный рабочий класс. Это основа всего анархического построения Кропоткина, из которого логически вытекает его отношение к анархическому движению вообще, и к роли анархистов в деле подготовления социальной революции в частности.

Роль анархистов становится ясна: необходимо участие в организованном рабочем движении, ибо, от него зависит успех социальной революции. Никакие партии, ни-

_________
*)   См. настоящий сборник — „Кропоткин и Русская Революция“.
**)   См. Рабочий Путь, № 2—3, Апрель—Май 1923.

______________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               145

какие группировки вне рабочего движения не смогут осуществить не только созидательной программы социальной революции,  но даже и разрушительной.

В последние годы жизни Кропоткина революционное движение стало развиваться по линии, на которую он указывал на протяжении сорокалетней своей деятельности. Спустя несколько месяцев после его смерти создалось новое Международное Товарищество Рабочих, об’единяющее рабочие организации, стоящие на почве федерализма и безгосударственности. Анархисты, смотрящие несколько дальше собственных маленьких групп и кружков, предпочли широкую и единственную дорогу, ведущую к Соц. Рев.: они предпочли отдать свои знания, свой опыт, свою энергию именно этому делу, делу организации международного революционного пролетариата, делу создания того Интернационала, о котором мечтал Кропоткин вплоть до последних дней жизни.

А русские анархисты? Положение их довольно парадоксальное.

Анархо-синдикалистов упрекают в том, что они уклонились и продолжают уклоняться от доктринальной линии Бакунина и Кропоткина. Обвинение это бросается, как „чистыми“ анархистами так и „партийцами“, которые считают, что они одни остались верны заветам учителей.

В действительности же получается как раз обратное.

„Чистые“, недооценив значения основ и принципов, теории и практики анархизма, создали себе абстрактный мир, именуемый „анархией“, и ждут мессию, который приведет их, без остановок, в обетованную землю.

Другие, „партийцы“, ищущие выхода из мессианства, протестуя против окоченелости и „варения в своем собственном соку“, перегнули палку в сторону большевиков-победителей, заимствуя от них методы, приемы борьбы и формы организации, они, сами того не замечая, выбросили за борт и Бакунина и Кропоткина.

Анархо-синдикализм-же предпочел, отбросив легкомысленное отношение к Соц. Рев. и отказавшись болышевизировать Бакунина и Кропоткина, работать по существу, создавать движение, могущее принять на себя ответственность за завтрашний день.

Анархо-синдикализм — это Международное Товари-

______________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           146

щество Рабочих, это тот Интернационал, который, не ограничивая свою деятельность вопросами повседневной борьбы, ставит ребром, — повторяя слова Кропоткина, — вопрос о социальном переустройстве.

А. Шапиро.

Февраль 1931.


Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.