Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М.: Наука, 1972. 224 с.
(Научные биографии и мемуары ученых).

 

От автора

Имя Петра Алексеевича Кропоткина достаточно известно. Одни слышали о нем главным образом как об анархисте [1], другие знают его как географа и путешественника. Но в целом жизнь, борьба, идеи этого крупного ученого, мыслителя, революционера не стали еще предметом исследования. Мало кто знает и книги Кропоткина («Взаимная помощь как фактор эволюции», «Поля, фабрики и мастерские«, «Великая французская революция 1789–1793» и др.), переиздать которые предлагал В.И. Ленин еще в 1919 г. [2]

Кропоткин «для нас ценен и дорог, — говорил Владимир Ильич В. Д. Бонч-Бруевичу, — всем своим прекрасным прошлым и теми работами, которые он сделал» [3].

«Прекрасное прошлое» всемирно известного ученого и непреклонного революционера, сердце которого, по словам Бонч-Бруевича, билось «за все страждущее человечество» [4], бесспорно, заслуживает самого пристального изучения. Настоящая работа — один из шагов в этом направлении.

Предлагаемый вниманию читателей очерк жизни и взглядов Кропоткина не претендует на исчерпывающее освещение всех сторон деятельности этой многогранной личности. Да такая задача и не под силу одному исследователю. Ведь воззрения Кропоткина в области биологии, истории, этики, социологии еще не подвергнуты научному анализу. Известны по существу лишь его открытия в области геологии и географии. Однако знакомство с научным, революционным, публицистическим и эпистолярным наследием Кропоткина убеждает нас в том, что вся его разносторонняя деятельность, вся научная многоплановость имеют один общий стержень. Синтетичность, собранность, целеустремленность, революционность, гуманизм — вот главные черты, характеризующие как личность Кропоткина, так и характер его творчества.

Природу и общество он рассматривает во взаимной связи и обусловленности: «Только в соединении друг с другом — будут ли то соединения атомов, клеточек, животных или человеческих существ — могут индивидуальные единицы совершать какой-либо прогресс» [5]

Восприятие Кропоткиным живой природы органически сочетается с гуманизмом — одним из краеугольных камней его социальной системы. Все научные занятия, вся революционная деятельность Петра Алексеевича определялись и сопровождались размышлениями о пользе, которую принесут людям те или иные идеи, действия, научные открытия. «Во всех социальных вопросах, — писал он, — главный фактор — хотят ли того люди? Если хотят, то насколько хотят они этого? Сколько их? Какие силы против них?» [6] Ставить вопрос о социальном преобразовании, считал Кропоткин, можно лишь тогда, когда в рабочем классе достаточно развит элемент взаимопомощи, взаимной поддержки и инициативы, — лишь тогда можно приступать к осуществлению идеалов. Эти идеалы Кропоткин видел в анархизме, который был для него мировоззрением, философией природы и общества.

«Анархизм, — утверждал он, — представляет собой попытку приложить обобщения, добытые естественнонаучным индуктивным методом, к оценке человеческих учреждений и угадать на основании этой оценки дальнейшие шаги человечества на пути свободы, равенства и братства с целью осуществления наибольшей суммы счастья для каждой из единиц человеческого общества» [7].

Теоретический анархизм Кропоткина, в значительной степени отличающийся от теории М.А. Бакунина и ничего общего не имеющий с революционной практикой последнего, не похож и на другие течения антиавторитарного направления утопической мысли. Анархизм вообще никогда не был единой системой идей. Совсем напротив, под этим термином скрывались самые противоположные точки зрения: от крайнего индивидуализма и признания права на свободу лишь сильных, проповедовавшегося Штирнером, до полного коллективизма и полного равенства, основанного на взаимопомощи и солидарности всех, проповедовавшегося Кропоткиным.

Принцип формального отрицания государства и всех форм власти объединил под именем анархизма еще многие направления, ставившие во главу угла то террор и экспроприацию, то мирную пропаганду. Да и доныне анархистские доктрины в капиталистическом мире принимают подчас самые причудливые обличья.

«Различие между марксистами и анархистами состоит в том, — писал В.И. Ленин, — что (1) первые, ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма, ведущего к отмиранию государства; вторые хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществнмости такого уничтожения. (2) Первые признают необходимым, чтобы пролетариат, завоевав политическую власть, разрушил полностью старую государственную машину, заменив ее новой, состоящей из организации вооруженных рабочих, по типу Коммуны; вторые, отстаивая разрушение государственной машины, представляют себе совершенно неясно, чем ее пролетариат заменит и как он будет пользоваться революционной властью; анархисты даже отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, его революционную диктатуру. (3) Первые требуют подготовки пролетариата к революции путем использования современного государства; анархисты это отрицают» [8].

Социальная теория Кропоткина, созданная им вне рамок научного социализма, не стала плодотворной. Но если эта утопия смогла занять свое место лишь в истории общественной и революционной мысли, то его гуманизм, поиски в области естественных наук и этики, размышления над историей Великой французской революции не потеряли своего значения и сегодня; не потерял своего значения и пример жизни, отданной борьбе за интересы страждущего человечества.

Примечания

1. Специальной литературы об этой стороне деятельности Кропоткина по существу нет. Исключение составляют: вступительная статья В.А. Твардовской к «Запискам революционера» П.А. Кропоткина (изд. 4. М., 1966); статья Р.Н. Блюм «Взгляды П.А. Кропоткина на революцию» (Ученые записки Тартуского государственного университета. 1969. Т. 13); глава «П.А. Кропоткин» в книге А.А. Галактионова и П.Ф. Никандрова «Русская философия XI–XIX вв.» (Л., 1970. С. 526–550); глава «Экономические воззрения русского анархизма», написанная Ф.Я. Полянским (История русской экономической мысли. Т. III, ч. 1. М., 1966).

2. Старостин Е.В. О встречах В.И. Ленина и П.А. Кропоткина (к вопросу о датировке) // Археографический ежегодник за 1968 год. М., 1970.

3. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания о Ленине. М., 1969. С. 447

4. Там же. С. 451.

5. Петр Кропоткин: Сборник статей. Пг.; М., 1922. С. 8.

6. Там же. С. 10.

7. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. Пг.; М., 1921, стр. 88.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 33. С. 112–113.


Оглавление Глава I

 

Источник    http://oldcancer.narod.ru/anarchism/KROPOTKIN/NMP1972-Intro.htm