Н. Кареев. О значении П. А. Кропоткина

Статья Н.Кареева в журнале «Дело Труда — Пробуждение».  №3, январь-март 1941 года


О ЗНАЧЕНИИ П. А. КРОПОТКИНА.
ДЛЯ БОЛЬШИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ — НУЖЕН ИДЕАЛИЗМ.

Проф. Н. Кареев.

Петр Кропоткин
cкан печатного издания (pdf)

В пределах известного нам мира – человек является наиболее совершенным из созданий природы. Это совершенство кроется в его мыслительных способностях, в умении ОСОЗНАВАТЬ окружающее и ставить себе цели не только под воздействием слепых инстинктов, но и при руководстве разумной деятельности своего существа.

Пусть этот «разум» не сваливается с неба, пусть он лишь высшая переработка тех же инстинктов или может быть «рефлексов» (непроизвольных ответов на воздействия, раздражения извне), как  полагает значительная часть современных мыслителей, но несомненно может «забегать вперед» , анализировать, выработать мысли, которые становятся силами в строении общества.

Может быть в наши дни за СЛЕПЫМИ из этил сил — первенство, но человечество развивается, мозг его совершенствуется, и постепенно СИЛЫ мысли, силы идеи — станут играть роль господствующую.

Человечество на пути, к тому, чтобы стать человечеством в настоящем глубоком смысле слова. И вот на его победном пути, тяжелом и трудном, ряд великих вех, маяков, украшений, имен, носители которых поднялись выше уровня, оглянулись, кинувши  взгляд вперед и вширь.

Пусть не все увидел каждый из них, но каждый из них СТУПЕНЬ к великому осознанию мира и жизни человеком, к великой его победе.

Мудрецы Востока, Платон и Аристотель Греции, Христос, Коперник, Джиордано Бруно, а дальше Кант, Дарвин, Карлейла и Толстой — словом, великая цепь из сотень ценнейших звеньев, и одно их них — ПЕТР КРОПОТКИН.

Не будем останавливаться на его обаятельном, трогательном своей мудрейшей простотой, своей идеальной чистотой, образе «великого старца» … Здесь склоняют голову все знавшие его без различия направлений.

Спросим себя, в чем главное значение этого человека, который умел быть и мыслителем и революционером, и ученым биологом, и географом, и историком, и публицистом.

Ответ наш: в сознательно-глубоком, продуманном, последовательном протесте против несовершенств жизни — не только русской, конечно, но и человека вообще.

Это раз.
Самое же главное — в научнообставленном, хоть и проникнутом глубоким ЧУВСТВОМ ЛЮБВИ И СОВЕСТИ, — обосновании строительства новой жизни.

С детских лет Кропоткин уже весь горит негодованием против одной из форм человеческого рабства, — крепостного права, и до конца дней, голодая во дни красноармейского коммунизма в уездном городке России, он продолжает искать Свободы для человека, свободы от тьмы, от его невежества, от его пренебрежения к законам справедливости.

Жизнь его обрывается над работой о [теории нравственности …].

В своей незаконченной «Этике» он хочет поставить НАУЧНО объяснение и оправдание нравственности.

Не на требованиях старой религии, или близкого к ней «категорического императива» (приказа неведомой силы изнутри нас) Канта, будет строиться она, а на данных естественных  наук, которых он был знатоком и поклонником. Биология и физиология его помощники.

И вот отбросив в предписаниях нравственности все то, что прилипает обычно к ним от окружающей обстановки, от требований быта и времени, отбросив требования, вытекающие из

житейских нравов (в каждую эпоху свои), Кропоткин устанавливает ОСНОВНОЕ, ВЕЧНОЕ, присущее человеку, как высшему типу млекопитающихся, — зерно нравственного поведения,

зерно СОВЕСТИ. Это зерно присуще человеку, как и всем общительным животным, но лишь ясно, сознательно выступает перед ним.

Это зерно в сознании РАВНОПРАВИЯ себе подобных, в сознании могучей силы солидарности. Основной заслугой Кропоткина, кроме его деятельности, как разрушителя форм жизни, основанных на эксплуатации, неравенстве, подавлении личности и пр., мы считаем именно СТРОГО-НАУЧНОЕ ОПРАВДАНИЕ идеализма, т. е. веры в совершенствование человека, в рост лучших инстинктов и идей, веры не в мрачность, (пессимизм), а в светлую, победную картину человечества. В этом отношении особенно ценно его сочинение Взаимная Помощь. Скольких пессимистов ободрила она и  заставила работать и верить!

В самом деле! Вместо старого лозунга «человек человеку — волк», вместо призывов «падающего толкни», вместо единого закона «борьбы за существование» — Кропоткин опять-таки научно, на основании больших знаний выдвигает существование другого закона жизни, не менее сильного. Не из христианской морали только, но из законов природы вытекает естественная потребность помощи на законах взаимопомощи.

От муравья и пчелы до современной кооперации прослеживает Кропоткин НАЛИЧИЕ этого естественного закона, его силу и значение.

«Борьба» существует, и тоже неизбежна, но пусть это будет борьба за утверждение и укрепление ВЗАИМОПОМОЩИ. Эта взаимопомощь, высшая форма которой, по Кропоткину, АНАРХИЧЕСКИЙ КОММУНИЗМ, свободные организации свободных общин, должна стать основным лозунгом жизни!

Слово «ДОЛЖНА» уместно. Ведь человек перед нами существо мыслящее, с чего мы и начали. А кроме того, — это «должно» совпадает с тем, что дано самой природой! Так сознательная коллективная воля, чуждая задач власти и подчинения, опираясь на ряд законов природы — должна ковать будущее ЧЕЛОВЕКА, может быть, будущее всего живого мира, который может быть привлечен человеком к содружеству, а не только остаться эксплуатируемым.

Таков великий и небеспочвенный, обоснованный научно (подробности, конечно, в сочинениях Кропоткина) бодрый идеализм светлого учителя, учителя ПОЗИТИВИСТА, а не заоблачного метафизика-мечтателя. Вечной юностью веет от его любимых нами седин, вечной мудростью глядит на нас его открытое чело.

МЫСЛИТЕЛЬ.


 

Источник:   скан журнала «Дело Труда — Пробуждение».  №3, январь-март 1941 года,
опубликованный в соц сети вконтакте, группа  «Вольные (А)рхивы»   http://vk.com/wall-120491273_716