Обзор личного фонда П.А. Кропоткина из собрания ГЦМСИР

V Кропоткинские чтения. Сборник докладов. Дмитров-­2016

Свирина Ольга Васильевна, старший научный сотрудник отдела документальных фондов Государственного центрального музея современной истории России

Обзор личного фонда П.А. Кропоткина из собрания ГЦМСИР 

В 1979 г. в одном из хранилищ Центрального музея революции СССР[1] были обнаружены неучтенные документальные материалы и мемориальные предметы, принадлежавшие Петру Алексеевичу Кропоткину. Было установлено, что материалы являлись частью архива и библиотеки П.А. Кропоткина, поступивших в Государственный музей революции СССР в 1939 г. после ликвидации музея Кропоткина в Москве. Через шесть лет в 1945 г. основной массив документов был передан музеем в Центральной исторический архив[2] согласно ордеру №161 Управления музеев Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР, причем почти на половину документальных материалов уже были составлены описи. В 1955 г. состоялась передача остальной части архива Кропоткина[3].

В служебной записке от 5 декабря 1979 г. на имя директора музея Ф.Г. Кротова главный хранитель фондов В.В. Матвеева и зав. отделом фондов М.Е. Кучеренко предложили: в связи с тем, что найденные материалы не относятся к профилю Центрального музея революции СССР, передать документальные материалы в Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и государственного управления СССР (ЦГАОР СССР), где хранился фонд П.А. Кропоткина (Ф.1129), а вещевые предметы – Государственному историческому музею.[4] Несмотря на мнение ведущих специалистов директор принял решение оставить материалы в музее и включить их в состав научно-вспомогательного фонда.

После работы по научному описанию и постановке на музейный учет[5] в 1980 г. был образован персональный фонд П.А. Кропоткина. Хранение осуществлялось в «спецхране» музея, куда передавались фонды и коллекции, доступ к которым был ограничен по идеологическим, политическим или иным причинам. С наступлением эпохи перестройки в конце 1980-х музей одним из первых открыл свои запасники и архивы, ранее недоступные для исследователей. Хотя прошло уже почти 30 лет, материалы фонда П.А. Кропоткина до сих пор еще недостаточно изучены.

Данный обзор представляет собой попытку свести воедино разрозненные сведения о всех материалах Кропоткина, отложившихся в фондовом собрании ГЦМСИР. Начатая работа является первым этапом комплексного изучения и полноценного научного описания Персонального фонда П.А. Кропоткина в его полном объеме.

Следует отметить, несмотря на то, что проведена работа по выявлению документальных материалов научного архива и отдела учета ГЦМСИР, восстановить целостную картину обстоятельств поступления архива и библиотеки Кропоткина в музей и причин их передачи пока не удалось.

В настоящее время Персональный фонд П.А. Кропоткина (ПФ 90) насчитывает 327 единиц хранения. Хронологические рамки документов охватывают период 1854 -1921 гг. В материалах фонда Кропоткин предстает перед нами не как революционер, теоретик анархизма, а как ученый-естествоиспытатель с широким кругом интересов.

Из рукописных источников в фонде отложились материалы в основном на английском, а также французском, немецком, итальянском и русском языках. Это тетради с записями П.А. Кропоткина по естественным наукам периода его политической эмиграции, датированные1890-1917 гг., разрозненные листы с черновыми заметками и расчетами, библиографические карточки на литературу по геологии, гляциологии, географии.

Переписка представлена приветственными письмами и поздравительными адресами П.А. Кропоткину в связи с 70-летием со дня рождения от представителей русского зарубежья, проживавших на о. Капри (Италия), среди которых писатели Максим Горький и Иван Бунин, группы русских политэмигрантов и соотечественников, находившихся в Лондоне, деятелей науки и культуры из Великобритании и Ирландии, в том числе Бернарда Шоу.

Наиболее интересной частью фонда являются картографические материалы, составленные Кропоткиным по результатам экспедиций и научных изысканий. Это карты, авторские оригиналы схем, планов, разрезов: Гипсометрическая карта Минусинского, Красноярского и части Каннского округов (1873), Карта золотых приисков Олёкминской системы с нанесением, петрографических маршрутов [1866], схема распространения притоков р. Олёкмы и др.

Географию путешествий Кропоткина и сферу его научных интересов можно проследить по картам, принадлежавшим ученому: карты Амурской области, Центральной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Туркестана, Апшеронского полуострова, Кубанской дельты, большого Кавказского хребта, территорий Маньчжурии; Великобритании, Канады, карты геологических исследований, барометрических и термометрических показаний, карты ледников и вулканов, карты распространения растительности, этнографические и др.

Изобразительные материалы представлены слабо: в фонде хранятся всего несколько подлинных фотопортретов братьев Ореста и Эдуарда Веймаров, сестры П.А. Кропоткина Елены Алексеевны Кравченко (урожд.Кропоткиной), а также альбомы с фотокопиями портретов, рисунков, документов, карт, относящихся к различным периодам жизни и деятельности Петра Алексеевича.

Среди имущественно-хозяйственных материалов – купоны, квитанции, расписки об оплате за почтовые отправления.

Мемориальные вещи, переданные из музея П.А. Кропоткина, распределены по коллекциям в соответствии со структурой фондового собрания музея. Среди них: личная печать, карманные часы «TOBIAS», очки, кошелек, инструменты в чехле из бересты, всего 36 музейных предметов.

Музейное собрание располагает и другими материалами о П.А. Кропоткине, полученными из различных источников, но общее количество их невелико, так как в конце 30-х гг. произошло резкое изменение политического курса в стране и упоминание имени Кропоткина попало под запрет. В соответствии с принятой в 1947 г. новой концепцией, Музей революции сосредоточился на истории российской социал-демократии, трех российских революций и советского общества, поэтому музейные предметы, несоответствующие данной тематике, были исключены из состава музейного собрания и переданы в другие музеи, библиотеки и архивы[6].

Несколько документов и фотографий сохранилось в коллекциях музея, относящихся к периоду конца XIX –  начала XX вв. Произведения изобразительного искусства представлены работой художника Н.И. Верхотурова «Портрет Петра Алексеевича Кропоткина». (1911; холст, масло) и графическим листом С.В. Милютина «П.А. Кропоткин на смертном одре» (1921; бумага, пастель). Небольшая часть книг, по предварительным оценкам около 50 экз., из обширного книжного собрания Кропоткина, переданного Музеем революции в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина[7], хранится в музейной библиотеке и коллекции «Книжного фонда».

Надеюсь, данный обзор позволит привлечь внимание кропоткиноведов для более детального исследования и правильной атрибуции материалов фонда П.А. Кропоткина, хранящихся в музее, введению их в научный и культурный оборот.

 

[1] С 1998 г. — Государственный центральный музей современной истории России.

[2]  Центральный государственный исторический архив в Москве (ЦГИАМ), с 1961 г. — Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и государственного управления СССР (ЦГАОР СССР), с 1992 г. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

[3]ГЦМСИР. Отдел учета. Документы на исключения музейных предметов в установленном порядке в 1941-1945 гг. Д.1. ЛЛ.129-144.

[4] ГЦМСИР. Отдел учета. Акты приема ВС за 1980 г. Л.108.

[5] ГЦМСИР. Отдел учета. Акты приема ВС за 1980 г. ЛЛ. 95-107.

[6] Ольшевская Г.К. ГЦМСИР. Краткий очерк истории // Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Музей истории современной истории России в прошлом и настоящем. Сб. науч. тр. ГЦМСИР. Вып. 30. – М., 2007. С. 11.

[7] С 1992 г. – Российская государственная библиотека.