П. А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник. 
П. А. Кропоткин. 
Синдикализм и Анархизм. Стр. 88-98. 


Синдикализм и Анархизм

 

Нас спрашивают с самых различных сторон: „Что такое синдикализм и каково его отношение к анархизму?“ Здесь мы попытаемся дать ответ на эти вопросы.

Синдикализм, в действительности, есть только новое название старой тактики, к которой уже с давних пор прибегали великобританские рабочие и довольно успешно:- это тактика прямого действия рабочих в экономической области против капитала. Такой род борьбы был самым предпочтительным их оружием. Еще в первой половине XIX века британские рабочие, не пользуясь правом голоса, добились, благодаря применению только этого оружия, больших экономических завоеваний, создали сильную экономическую организацию и даже принудили господствующие классы признать их требования — включая широчайшее избирательное право — в рабочем законодательстве.

Прямое действие оказалось, таким образом, могущественным оружием, как для достижения экономических результатов, так и для достижения политических завоеваний.

В Англии идея эта была так сильна, что в 1830-31 годах Роберт Оуэн[11] попытался основать большой национальный профессиональный союз и интернациональную рабочую организацию, которые должны были бороться против капитала прямым действием. Только жестокие преследования английского правительства вынудили их отказаться от этой идеи.

Тогда, в целях достижения политических льгот, возникло чартистское движение, [12] которое сильно разрослось и частично приняло характер тайных рабочих организаций. Здесь-то британские рабочие и получили свой первый политический урок: они очень скоро убедились, что политическая агитация, проводившаяся со всем мужеством, не принесла никаких экономических улучшений, кроме тех, которые они вырвали сами у своих эксплоататоров и законодателей при помощи стачек и восстаний. Они поняли, как нелепо ожидать от парламента серьезных улучшений их жизненных условий.

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               89

* * *

Французские рабочие пришли как раз к такому же выводу; революция 1848 года, приведшая французов к республике, убедила их в полной безплодности политической агитации и самой политической победы; никакие существенные изменения в жизненных условиях рабочих невозможны, если САМИ рабочие не принудят к этому господствующие классы ПРЯМЫМ ДЕЙСТВИЕМ.

Французы получили от революции еще и другой урок. Они видели полную безпомощность своих идейных вождей, когда пришлось отыскивать новые формы производства, которые обезпечивали бы рабочим участие в этом производстве и могли бы положить конец эксплоатации их капиталом. Как в Люксембургской Комиссии,[13] заседавшей в апреле, мае и июне 1848 года, так и в Камере,[14] избранной в 1849 году для изучения этих вопросов, в которой заседало свыше сотни социал-демократических депутатов, рабочие видели безпомощность вождей. Так они поняли, что РАБОЧИЕ САМИ должны выработать ОСНОВНУЮ ЛИНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, линию, по которой она должна идти, чтобы быть практической и плодотворной.

* * *

ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ труда против капитала и НЕОБХОДИМОСТЬ самим ВЫРАБОТАТЬ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА, исключающие капиталистическую эксплоатацию, — ЭТО ДВА РАБОЧИХ УРОКА, которые получили рабочие, и особенно рабочие этих двух стран высокоразвитой промышленности.

Потом, в 1864-66 годах, осуществилась старая идея РОБЕРТА ОУЭНА: было положено начало интернациональной рабочей организации; эта новая организация положила в основу оба вышеуказанных основных принципа.

Как только Международное Товарищество Рабочих было основано представителями британских профессиональных союзов и представителями французских рабочих,

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           90


Две больших стачки:
одна в Париже, поддержанная английскими профессиональными союзами, другая — стачка строительного цеха — в Генуе, поддержанная английскими и французскими рабочими, таковы были два первых акта Интернационала, которые причинили Европе неслыханные безпокойства и навели страх на средние классы.— главным образом последователями Прудона — посетившими вторую всемирную выставку, Товарищество решительно заявило, что ОСВОБОЖДЕНИЕ РАБОЧИХ ДОЛЖНО БЫТЬ ИХ СОБСТВЕННЫМ ДЕЛОМ, и что отныне с капиталом должно бороться при помощи ВСЕОБЩЕЙ СТАЧКИ, покоющейся на базисе интернациональной поддержки.

Более того. Рабочие уже не обсуждали на конгрессах Интернационала вздор, которым занимались нации со своими правителями в ПАРЛАМЕНТСКИХ учреждениях; они обсуждали основные вопросы РЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ОБЩЕСТВА и внесли в движение такую идею, которая оказалась столь плодотворной: — ИДЕЯ ВСЕОБЩЕЙ СТАЧКИ. Что же касается ПОЛИТИЧЕСКОЙ формы, которую примет общество, реорганизованное посредством социальной революции, то ЛАТИНСКИЕ федерации открыто отмежевались от ИДЕИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ. Они решительно высказались в пользу организации, построенной на ФЕДЕРАЦИИ СВОБОДНЫХ КОММУН и ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩИН, освободившихся от капиталистической эксплоатации и об’единенных на этой основе, на основе федеративного об’единения, в большие территориальные и национальные единства.

ОБА ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СИНДИКАЛИЗМА, — ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ И ЗАБОТЛИВАЯ ВЫРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, — ПОКОЯТСЯ НА ФЕДЕРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ: ОБА ЭТИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВНАЧАЛЕ БЫЛИ РУКОВОДЯЩИМИ ПРИНЦИПАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРИЩЕСТВА РАБОЧИХ.
Однако уже тогда внутри Интернационала существовало ДВА РАЗЛИЧНЫХ ТЕЧЕНИЯ, разно относившихся к ПОЛИТИЧЕСКОЙ деятельности, которая разделяет рабочих разных стран: — это течение ЛАТИНСКОЕ и НЕМЕЦКОЕ.
Французы в Интернационале были главным образом

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               91

В соответствии с этим французские, испанские и итальянские рабочие единогласно голосовали за внесение в статуты следующих слов:последователями Прудона. Руководящие идеи Прудона были таковы:
Растворение существующей буржуазно-государственной организации и замещение ее собственными организациями рабочих профессиональных союзов, которые будут регулировать и организовывать все, что имеет важное значение для общества. РАБОЧИЕ должны ОРГАНИЗОВАТЬ производство предметов первой необходимости, справедливый безпартийный обмен всех продуктов человеческого труда, распределение и потребление всего того, что произведено. И когда они это сделают, мы увидим, что очень мало останется на долю государства. Производство всего необходимого для потребителя, справедливый обмен и справедливое потребление — ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ РАЗРЕШИТЬ ОДНИ ТОЛЬКО РАБОЧИЕ. Но между французскими основателями были также люди, которые боролись за республику и коммуну. Они были за то, что политическая деятельность не должна быть игнорируема: для пролетариев не безразлично живут ли они при монархии, республике или коммуне. Они знают по собственному опыту, что победа консерваторов или империалистов означает ОТСТУПЛЕНИЕ ПО ВСЕМ ЛИНИЯМ и чудовищное ослабление сопротивления рабочих наступательной политике капиталистов. Напротив, они не относятся к политике безразлично, но они отказываются видеть в избирательной агитации, в результатах выборов и во всех колебаниях, туда и сюда, политических партий ОРУДИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО КЛАССА.

„ВСЯКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДЧИНЕНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ“.
Среди английских рабочих было несколько чартистов, признававших политическую борьбу. НЕМЦЫ, НЕ ИМЕЛИ ЕЩЕ, КАК ФРАНЦУЗЫ, ОПЫТА ДВУХ РЕСПУБЛИК,[15] они верили в грядущий парламент будущей немецкой империи. Даже ЛАССАЛЬ,[16] — как теперь стало известно, — лелеял мысль о СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ИМПЕРАТОРЕ об’единенной Германии, которую он уже видел воскресающей.
Вследствие этого ни АНГЛИЧАНЕ, ни НЕМЦЫ не хо

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           92

Из-за этого произошел РАСКОЛ Интернационала, который до этого внушал такие возвышенные надежды пролетариату и такой страх богатым.[17]тели отказаться от парламентского действия; они еще верили в него и потому в английский и немецкий тексты тех же самых статутов они ввели: „ВСЯКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОДЧИНЕНА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, КАК СРЕДСТВО“. Так снова воскресла старая идея ДОВЕРИЯ К БУРЖУАЗНОМУ ПАРЛАМЕНТУ.
В результате этого было то, что, когда Германия в войне 1870-71 г. восторжествовала над Францией, когда Франция лежала распростертой и когда, после падения Коммуны, буржуазные армии убили 35,000 парижских пролетариев, сливки французских рабочих, когда Международное Товарищество Рабочих было запрещено во Франции, МАРКС, ЭНГЕЛЬС и их последователи попытались ПРОВЕСТИ В ИНТЕРНАЦИОНАЛЕ СТАРУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в виде РАБОЧИХ КАНДИДАТУР.

ФЕДЕРАЦИИ ЛАТИНСКИХ СТРАН: ИТАЛИИ, ИСПАНИИ, ЮРЫ, ВОСТОЧНОЙ БЕЛЬГИИ (Франция была представлена только политическими эмигрантами), ОТВЕРГЛИ НОВЫЙ КУРС. Они организовали свою собственную федерацию союзов и с этого времени развивались все больше и больше в сторону РЕВОЛЮЦИОННОГО СИНДИКАЛИЗМА И АНАРХИЗМА,[18] в то время как ГЕРМАНИЯ, особенно после того, как БИСМАРК, благодаря победоносной войне вновь созданной немецкой империи, ввел ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО для выборов в парламент, взяла на себя руководство развитием СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ.

Теперь, спустя сорок лет,10 протекших после раскола, мы можем учесть его результат. В дальнейшем мы подвергнем тщательному анализу веру, которую социал-демократы возлагали на то, что они называли ЗАВОЕВАНИЕМ ВЛАСТИ в существующих буржуазных государствах, но уже теперь можно установить поразительную безплодность всего того, что предпринималось в этом направлении в течении последних сорока лет.

Вместо завоевания этого государства, которое они мечтали совершить, они сами завоеваны буржуазным государством. Они — его ОРУДИЕ; они содействуют ЗАКРЕПЛЕНИЮ власти высших и средних классов НАД рабочими.

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               93

Во всей Европе и Америке мы видим новое движение, выходящее из масс, новую силу в рабочем движении, силу, которая основывается на старых принципах Интернационала: прямое действие, прямая борьба рабочих против капитала, и признание рабочими, что ОНИ САМИ должны освободить себя, а не ПАРЛАМЕНТ.ОНИ — послушное ОРУДИЕ ЦЕРКВИ, ГОСУДАРСТВА, КАПИТАЛА И МОНОПОЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Это, конечно, еще не анархизм. Мы идем дальше. Мы убеждены, что рабочие не достигнут своего освобождения, если они будут придерживаться ОБМАНА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, ИЕРАРХИИ, обмана государства назначенных чиновников, закона и порядка, — ЗАКОНА, ИЗДАВАЕМОГО БОГАТЫМИ ПРОТИВ БЕДНЫХ, И ПОРЯДКА, КОТОРЫЙ ОЗНАЧАЕТ ПОДЧИНЕНИЕ БЕДНЫХ БОГАТЫМ, — они не добьются своего освобождения, если не выбросят за борт все эти софизмы, обманы и предательства.

В течение этих сорока лет, анархисты, сообща с теми рабочими, которые дело своего освобождения взяли в собственные руки и применяли прямое действие, как подготовительное средство для окончательной битвы эксплоатируемого труда с торжествующим до сего дня капиталом, боролись за то, о чем рабочие говорили в безплодной избирательной агитации. И в течение всего этого времени анархисты были заняты тем, чтобы пробудить в рабочих желание, выработать принципы, на основе которых ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ могли завладеть доками, железными дорогами, шахтами, фабриками, полями и складами товаров, чтобы производить отныне не в интересах незначительной кучки капиталистов, а в интересах всего общества.[20]

* * *

Мы показали, что, как в Англии, с 1820 по 1830 год, так и во Франции, после безрезультатной политической революции 1848 года, усилия значительной части рабочих были направлены к тому, чтобы вести борьбу с капиталом прямым действием и организовать для этой цели соответственную рабочую организацию.
Мы указывали также, что, с 1866 по 1870 год, эти идеи ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ→