П. А. Кропоткин и его учение. Интернациональный сборник. 
П. А. Кропоткин. Синдикализм и Анархизм. Стр. 88-98. 


Продолжение. Начало здесь

были руководящими в только что основанном Международном Товариществе Рабочих, но что после поражения Франции в 1871 году, благодаря поражения ее революционных сил после падения Парижской Коммуны и торжества Германии, политический элемент стал преобладающим в Интернационале и временно стал определяющим фактором в рабочем движении.

С этого времени каждое течение безостановочно развивалось и каждое создало свои программы. Во всех конституционных странах были созданы политические партии, которые делали все, что только было в их силах, чтобы как можно скорее увеличить число своих депутатов в парламентах. Из того, как депутаты охотились за голосами, можно было видеть с самого начала, что экономическая программа будет все больше и больше с’уживаться, и это неизбежно должно было случиться; в конце концов, она свелась к маловажным ограничениям прав предпринимателей и тем самым давала капиталистической системе новую силу и вела к укреплению старого порядка. Одновременно с этим социалистические политики были побеждены представителями буржуазного радикализма, конкурировавшими с ними в погоне за рабочими голосами, так что социалисты, помимо своей воли, помогали расчищать путь победоносной европейской реакции.

Вся их идеология, т.-е. идея и идеалы, которую они пропагандировали среди масс, свелась только к этому. Они были убежденными сторонниками государственной централизации и противниками автономии и независимости малых наций и выработали такую философию истории, которая стремилась обосновать этот взгляд. Надежды масс они окатили холодной водой и от имени „исторического материализма“ предсказывали, что никакое государственное изменение в направлении осуществления социализма невозможно до тех пор, пока взаимная конкуренция капиталистов не уменьшит их числа.

Они удалили из поля своего зрения столь самоочевидный во всех современных индустриальных странах факт, что это содействует английским, французским, бельгийским и другим капиталистам эксплоатировать народы индустриально неразвитых стран и контролировать труд сотен миллионов людей Восточной Европы, Азин и Африки. В результате этого в индустриальных странах Европы

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               95

П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ 95

число лиц, живущих за счет труда других, совсем не уменьшается. Наоборот, число таких людей, в действительности, неуклонно возрастает в ужасающей пропорции. А с увеличением числа таких людей растет и число тех, которые заинтересованы в увековечении капиталистической государственной системы. В конечном счете защитники политической агитации за завоевание политической власти в существующих государствах борются всеми средствами против всего того, что, по их мнению, может помешать захвату политической власти. Они постановили исключить из интернациональных социалистических конгрессов всех тех, которые отваживались на критику их парламентской тактики. Они неодобрительно отнеслись к стачкам, а позднее, когда идея всеобщей стачки проникла на конгресс, они самым диким образом боролись против этой идеи, пуская в ход все средства, находившиеся в их распоряжении.

* * *

Такая тактика господствовала в течении сорока лет и теперь каждому стало ясно, что рабочие в ней разочаровались. Многие отвернулись от нее с отвращением. И в этом лежит причина того, что мы теперь так много стали слышать о „синдикализме“.

Однако же те течения, которые в борьбе рабочего класса против капитала держались прямого действия, на протяжении этих сорока лет продолжали развиваться дальше; они развивались, не смотря на преследования правительства и не взирая на доносы капиталистических политиков. Было бы весьма интересно проследить последовательное развитие этого течения и его отношение, с одной стороны, к политической социал-демократической партии, а с другой, к анархистам. Но еще не пришло время для опубликования таких работ, — все заимствуют у всех, — и, пожалуй, это даже лучше, что такие работы еще не написаны. Для того, чтобы написать подлинную историю синдикализма, необходимо обратить особое внимание на личные влияния, а также на влияния главных течений современной мысли и на рост самосознания рабочих Америки и Европы, самосознания, которое было проделано рабочими независимо от их идейных вождей, — этому

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           96

должно быть уделено особое рассмотрение.[21]

Все, что нам остается сказать, — это то, что совершенно независимо от учителей социалистов, и только благодаря тому факту, что рабочие массы были сконцентрированы в больших индустриальных центрах, и благодаря еще тому, что эти массы придерживались обычаев своих профессиональных организаций прошлого времени, они организовали и дальше совершенствовали, как открытые, так и тайные союзы, обуздывавшие растущую эксплоатацию и непримиримость предпринимателей.

Равным образом, начиная с Великой Французской Революции, в организованных рабочих массах все больше и сильнее стала сознаваться необходимость великой битвы, яснее и определенней стали их анти-капиталистические тенденци, которые со времени Великой Французской Революции, фактически, являются содержанием жизни цивилизованных народов.

В течении последних сорока лет в разных странах политическими вождями делалось все возможное и невозможное, чтобы препятствовать всем восстаниям рабочих и подавлять те, которые принимали угрожающий характер, — и как раз в эти сорок лет мы видим, что рабочие восстания вздымаются все выше и становятся все более насильственными, а цели рабочих принимают все более ясное выражение. Все более и более эти восстания теряют характер простых вспышек отчаяния; когда мы чувствуем в унисон с рабочими, тогда мы все больше убеждаемся, что господствующие мысли созрели; эти мысли можно выразить в следующих немногих словах: „ПРОЧЬ С ДОРОГИ, ВЫ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГОСПОДА! ЕСЛИ ВЫ НЕ СПОСОБНЫ УПРАВЛЯТЬ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ ТАК, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ ПОДДЕРЖИВАТЬ НАШУ ЖИЗНЬ И ИМЕТЬ ОБЕЗПЕЧЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ТОГДА, — ДОЛОЙ! Долой, если вы так близоруки и не способны придти к разумному соглашению между собой и, как стадо баранов, набрасываетесь на всякое новое производство, сулящее вам огромные барыши, не обращая внимания ни на вредность, ни на полезность производимого продукта. Долой, если вы не способны строить свое хозяйство на других основах, не требующих подготовки к безконечной войне и вооружению, в которое вы вкладываете треть всех продуктов, производимых каждым народом, вооружению,

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               97

которое служит для того, чтобы грабить других разбойников! Долой, если вы из всех изумительных открытий современной науки научились только искусству создавать свое богатство из грязи и нищеты, на которые обречена треть населения больших городов наших чрезвычайно богатых стран! Долой, если это единственное искусство, на основе которого вы можете вести промышленность и торговлю! Мы, рабочие, после первого успеха ниспровержения этого капиталистического прошлого, лучше вас сумеем организовать производство!“

Таковы идеи, которые жили, обдумывались и обсуждались в рабочих хижинах всего рабочего цивилизованного мира; они были причиной неслыханных восстаний рабочих, которые мы ежегодно можем наблюдать в Европе и в Соединенных Штатах в форме стачек доковых рабочих, железнодорожных, горняков, текстилей и так далее, принимающих, в конечном счете, форму всеобщей стачки, тон всеобщей стачки, которая быстро наростает в великую битву, похожую на могущественные цикловые потрясения; маленькие битвы в парламенте, в сравнении с этой битвой — детская игра.

В то время, когда немцы с красными флагами и пылающими факелами праздновали свои все возрастающие избирательные победы, западные народы, наученные опытом, молча работали над очень важной задачей: над внутренней организацией рабочего класса. Мысли, которые занимали эти народы, носили очень серьезный характер. Они задавались вопросами: Что за следствие проистечет из неизбежного мирового столкновения труда с капиталом? КАКИЕ ИЗ ЭТОГО СТОЛКНОВЕНИЯ ВОЗНИКНУТ НОВЫЕ ФОРМЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И В ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

Это и есть подлинная причина возникновения синдикализма, которую невежественные политики открывают в нем, как нечто новое.

* * *

Для нас, анархистов, это движение не ново. Мы приветствовали его, когда его тенденции были формулированы в программе Международного Товарищества Рабочих.

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           98

Мы защищали его, когда оно в Интернационале подвергалось нападкам со стороны немецких политических революционеров, видевших в нем препятствие на своем пути к завоеванию политической власти. Мы советовали рабочим всех наций поступать так, как поступали испанцы, державшие свои профессиональные союзы в тесной связи с Секциями Интернационала. С этого времени мы с глубокой симпатией следим за всеми фазами рабочего движения и, чтобы там ни было, мы знаем, что столкновение труда с капиталом произойдет в ближайшем будущем и что синдикалистское движение откроет обществу глаза на обязанности, проистекающие из производства всех богатств. Это единственное движение, которое укажет мыслящим людям путь из того тупика, в который наше поколение заведено современным развитием капитализма.
Само собой понятно, что анархисты никогда не воображали, что они должны привить синдикалистскому движению свое понимание моральных обязанностей в новоорганизованном обществе. Никогда анархисты не защищали той нелепой точки зрения, что только они являются вождями великого умственного движения, ведущего человечество к прогрессивному развитию. Но мы имеем право, в полном смысле этого слова, претендовать на тот факт, что мы с самого начала признавали необычайное значение за теми идеями, которые ныне являются целью синдикализма. Это — те идеи, которые в Англии развивались Годвиным,[23] Годскиным,[24] Греем,[24] и их последователями, а во Франции Прудоном: ИДЕЯ, ЧТО РАБОЧИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ, ОБМЕНЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОЛЖНЫ ЗАМЕНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ КАПИТАЛИСТИЧЕСКУЮ ЭКСПЛОАТАЦИЮ И ГОСУДАРСТВО, И ЧТО ВЫРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ ОБЩЕСТВА — ОБЯЗАННОСТЬ И ЗАДАЧА РАБОЧИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Эти обе основные идеи не наша выдумка; она ничья выдумка. Сама жизнь продиктовала их цивилизации девятнадцатого века. И теперь наш долг — осуществить их. Мы гордимся, что поняли эти идеи, — мы защищали их в те темные годы, когда социал-демократические политики и лже-философы топтали их ногами, мы гордимся, что остались верны им и теперь как и тогда.

П. Кропоткин.


Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение