П. Кропоткин. Письмо Дмитровским кооператорам

П. А. Кропоткин и его Учение. Интернациональный сборник. 
Стр. 149-153. П. Кропоткин. Письмо Дмитровским кооператорам


ПИСЬМО ДМИТРОВСКИМ КООПЕРАТОРАМ27

 

Друзья и товарищи!

…. Я знаю, в какие тяжелые условия поставлена теперь кооперация. Но я знаю также, что она сумела создать за последние пять лет: сколько личного труда, любви к делу и понимания задач общественного строительства было положено на то, чтобы пробудить среди крестьян, разоряемых царским правительством, новый дух, — дух свободной общественности.

Зная это, я глубоко убежден, что русская кооперация далеко не изжила своих сил. И я верю, что из теперешних испытаний кооперация выйдет еще более общественною, еще более необходимой частью новой общественности, зарождающейся теперь повсеместно в Европе.

Насколько я знаю вашу работу, ее основная мысль не может заглохнуть.

Вы старались создать такие союзы, которые необходимо вели людей к пониманию, что настало время, когда экономическую жизнь необходимо обобществить: — но не из- под палки, так как общественность, созданная насилием, не сможет удержаться, а путем вольных соглашений.

И сделанное вами в этом направлении не пропадет — не может пропасть безследно. Сгруппировав 30.000 потребителей-кооператоров, вы об’единили не только 30.000 простых покупателей, а сотни людей, понимающих, что есть в жизни нечто высшее, чем простое личное благосостояние. А потому я убежден, что кооперация выйдет из теперешних условий еще большею общественною силой, чем теперь.

Когда я беседовал с вами в прошлый раз, я говорил, что сама жизнь требует от вас организации производитель-

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           150

ной кооперации, — и вы, действительно, пытались организовать кое-что в этом направлении. Теперь же жизнь уже ставит вам новую более крупную задачу.

Англичанин Роберт Оуэн, когда он основал в тридцатых годах девятнадцатого века первую кооперацию, его мысль была, что он основывает ячейки для перестройки общественной жизни на новых началах. И вот теперь сама жизнь требует от вас, чтобы вы стали деятельной силой в великой перестройке производства и потребления, которая громко стучится в двери в Европе и Америке.

Ужасная по своим размерам и последствиям война сделала неизбежной и, заметьте, безотлагательной эту перестройку общества на новых более справедливых, социалистических началах.

Действительно, спросите себя, в чем была главная коренная причина последней войны? И вы увидите: она была в том, что все народы Европы, как только развивалась у них обработывающая, мануфактурная промышленность, стремились, каждый, захватить под свою власть как можно больше народов, отсталых в промышленности. Им сбывали в три-дорога всякий фабричный товар похуже, и от них по дешевой цене получали сырье. И таких народов стремились подчинить себе, не только в Африке и в Азии, но и в Европе: в Италии, в Турции, и, увы, в России. Таким путем Англия нажила вне Европы громадные богатства: и тем же путем хотели богатеть теперь другие народы, вместо того, чтобы у себя дома развивать общее благосостояние.

В конце-концов, разразилась ужасная по своим размерам, жестоким приемам и последствиям война. И эта война сделала безотлагательной переустройку образованных обществ на новых социалистических началах. Иначе невозможно будет избежать еще более ужасных войн, как положив конец эксплоатации одних классов и одних народов другими.

Последняя война только подтвердила то, что предвидели социалисты сороковых годов, и что Герцен так верно выразил после разгрома революции 1848 г.: „А вы не захотели социализма?“ — писал он, — „Так будет у вас семилетняя, тридцатилетняя война!“ И, действительно, пока богатство одних народов будет строиться на эксплоатации других, — войны неизбежны.

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               151

Нравственная проповедь против войны не может помешать новым войнам разорять человечество, пока в основе наших обществ будет оставаться такое безнравственное начало, как обогащение чужим трудом. Мало того, по мере развития техники, войны будут становиться все более опустошительными, все более жестокими.

Вследствие пережитого Европой за последние шесть лет, народы Европы стоят теперь на перепутьи. Они вынуждены, либо начать перестройку общественной жизни, — так, чтобы больше не было наживы одного класса недоплаченным трудом другого класса, или других народов; или же готовиться к новым войнам и выращивать своих детей для новой бойни.

Вот почему трудящиеся классы, везде в Европе, настоятельно требуют, чтобы безотлагательно была начата подготовка перехода от теперешнего строя к новому, социалистическому строю, точно также как чувствовалась в свое время необходимость перехода от крепостного права и рабовладельчества к более свободному труду и уничтожению самодержавия. Везде чувствуется, что настало время, когда производство того, что необходимо для безбедной жизни всех, и потребление того, что производит страна, должны стать делом общественным, а не оставаться делом личным, как оно было до сих пор.

Могут ли кооператоры остаться безучастными в такой глубокой переустройке? Конечно, нет! И вот вам пример из действительной жизни.

Ha-днях до меня дошла из Франции весьма поучительная работа. Всеобщий союз французских профессиональных Союзов, известный под именем „Всеобщей Конфедерации Труда“ взял на себя разработку вопроса, — каким образом, на каких основаниях должен совершиться переход всего производства и потребления из частных капиталистических рук в руки самого народа? Но не в виде какой-нибудь утопии, какие писались отдельными людьми со времен мудрецов древней Греции и вплоть до наших времен, — в чем грешил и я, — а в виде общего плана, разработанного самими теми кто принимает прямое участие в производстве, т. е. рабочими, кооператорами, служащими и техниками. Для этого Французский Союз профессиональных Союзов решил основать „Экономический Совет“. Но, уже наученные опытом предыдущих революций и не веря

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           152

более ни в личных, ни в партийных „спасителей“, французские рабочие пригласили сотрудничать с ними в Экономическом Совете Труда:

Национальную Конфедерацию Кооператоров,
Национальную Конфедерацию Служащих и Синдикальный Союз Техников в промышленности, торговле и земледелии.

Совет, составленный из этих четырех элементов, собрался первый раз в январе нынешнего года и сейчас же приступил к работе, приглашая принять в ней участие также и добровольцев, из людей знающих в своих областях; и в результате Совет Труда уже издал проэкт национализации всех рудников, как главного элемента всех производств. Когда этот проэкт будет обсужден профессиональными союзами, кооператорами, служащими и техниками, и разработан ими, буржуазное правительство уже не сможет противопоставить им свой запрет, или навязать свое решение этого первой важности вопроса.

Мы еще не знаем, конечно, что выйдет из этого нового шага французских рабочих, и я еще не успел прочесть и обсудить проэкт Экономического Совета Труда. Но для нас сегодня, особенно важно, отметить выступление кооперации в новой для ее роли, — хотя уже девяносто лет тому назад Роберт Оуэн предвидел это.

Теперешнее русское правительство, к сожалению, держалось централизованного государственного коммунизма в своих планах перестройки общества; оно обращает кооперативные организации в органы государственной централизации в производстве и потреблении. Но в Западной Европе, и особенно в латинских странах, где сильно развит, в силу исторических причин, дух местной, общинной независимости, — в кооперации видят одну из общественных сил, которые должны содействовать в социалистической переустройке общества. И я едва ли ошибусь, предвидя, что и русские кооператоры не окажутся в этом отношении позади своих западных собратий.

Уже в бытность за границей, а тем более по приезде сюда, меня поражало количество культурной работы, делавшейся русскими кооператорами, не смотря на все препятствии со стороны царского правительства, — боявшегося, как все деспотические правительства, — „государства в государстве“. Уже тогда чувствовалось, что кооперация есть сила,

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               153

которую временно можно ослабить, но что убить ее нельзя.

Тем более этого нельзя будет сделать теперь, если наши кооператоры, убедившись в неотложности перестройки общества на новых началах и видя, какую роль кооперация уже начинает играть в этом на Западе, сами поставят себе более широкие задачи в этом направлении.

Двадцатый век неизбежно будет веком глубокой общественной перестройки; и те общественные организации, которые поймут задачу века, и ею будут руководиться в своей деятельности, — какие бы ни возникали препятствии на их пути, — станут действительною могучею силою.

14-го ноября 1920 г.

П. Кропоткин.


Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение