Типографія Дмитровскаго Союза Кооперативов. Дмитров — 1918.

П. А. Кропоткин. 
ПРИВѢТСТВІЕ  С’ѢЗДУ УЧАЩИХ.

Сказано в засѣданіи с’ѣзда учащих Дмитровскаго уѣзда 30 августа 1918 года.

Живя в изгнаніи, мы всегда внимательно слѣдили за тѣм, что дѣлалось на родинѣ для пробужденія в русском народѣ самосознанія и вѣры в свои силы. И с особою любовью и уваженіем останавливались мы на том, что дѣлали вы в первоначальной школѣ, в деревнях и среди городской бедноты для поднятія общаго образованія, — несмотря на тяжелую обстановку учителя и учительницы и на преслѣдованія лучших из вас со стороны таких врагов народнаго просвѣщенія, как Побѣдоносцев и назначавшіеся под его вліяніем министры. 

И вот, теперь перед вами открывается новое, широкое поприще.

Я глубоко убѣжден, что, какіе бы тяжелые годы нам ни пришлось пережить, страданія русскаго народа будут выстраданы не даром. Перед нашим народом и перед вами, учительницы и учителя, откроется новая, лучшая эра, — эра новых путей и новых возможностей для прогресса человѣчества.

Вѣрю в это, и вижу, что перед вами возстает громадная задача:

— Вам предстоит перестроить народное образованіе на новых началах — самую суть образованія и его прiемы.

За перестройку преподаванія естественных наук опасаться нечего. В этой области за послѣдніе 30—40 лѣт уже выработались великолѣпные методы. Во Франціи, напримѣр, я знаю ряд прекрасных небольших руководств, выпущенных под заглавіями: „Посвященіе в математику”, „Посвященіе в зоологію», в ботанику и т. д.; они могут служить превосходными, умными руководствами преподаванія на новых началах. Подобныя же попытки были сдѣланы в Германіи, в Англіи и Италіи.

Впрочем, что же ходить далеко. Третьяго дня я осматривал зачаточный музей в нашем Дмитровѣ ), и радовался, видя, как разумно отнеслись к своему дѣлу наши три молодыя сотрудницы музея, геолог, ботаник и зоолог, в какой интересной и поучительной формѣ онi сумѣли представить собранный ими матеріал; и, вспомнив, как нелѣпо нас учили естественным наукам, я порадовался за молодое поколѣніе. Пусть только будет у нас нѣсколько лѣт свободы, и во множествѣ городов у нас вырастут такіе же и еще лучшіе музеи. Они будут неоцѣненным подспорьем для преподаванія исторіи Земли и жизни ея растительных и животных обитателей и человѣка.

Вообще, за хорошими учебными пособіями в естественных науках дѣло не станет, и им на помощь придет волшебный фонарь и кинематограф, с его изображеніями исторіи развитія земного шара и жизни на его поверхности.

Но вот гдѣ начнутся трудности: это — когда вам придется преподавать о жизни человѣческих обществ: их прошлом со времен каменнаго вѣка, их истинном развитіи — не том, условном, о котором говорят учебники исторіи, а о том, которое начали разрабатывать антропологи школы Мэна и его послѣдователя — Максима Ковалевскаго, — а также о новѣйшей исторіи человѣчества, (опять таки истинной, а не приноровленной к требованіям государства), и, наконец, об их намѣчающемся будущем развитіи.

Здѣсь вам — молодому поколѣнiю учительниц и учителей — предстоит громадная и трудная задача: создать весь состав преподаванія и его методы.

Уже семьдесят лѣт тому назад, или даже болѣе, один из великих мыслителей 19 вѣка, Огюст Конт, указывал на то, что одна из главных задач для человѣка, это — познать свое мѣсто в природѣ: не вымышленное легендами, а истинное, — и понять свою связь со всею ея жизнью. Познать правду о том, как шло развитіе человѣческих обществ, и из этого знанія — вывести отношенія личности к цѣлому, т. е. каждаго из нас к обществу, среди котораго мы живем: наши права в нем и добровольно принимаемыя нами обязанности по отношенію к обществу.

В продолженіе многіх тысячелѣтій разработкою этих отношеній занимались религіи; и как мало они успѣли в этом, показывает весь наш общественный строй, с его несправедливостями, и его роковое, неизбѣжное послѣдствіе — теперешняя война, гдѣ убито уже свыше 6-ти милліонов народа и искалѣчено свыше 15-ти милліонов. Из-за чего эти жертвы?

Из-за того, что есть цѣлые народы, желающіе жить за счет других народов, отстав в развитіи своей промышленности.

В былое время ужасы войны об’ясняли волею того или другого верховнаго существа, а в послѣднее время их стали об‘яснять громкими словами „экономической необходимости». Теперь люди находят болѣе близкое нам об’ясненіе — прежде всего, в глубоко несправедливом общественном строѣ, построенном на эксплоатаціи одних слоев общества другими слоями, а затѣм — в невѣжествѣ и косности, поддерживавших этот строй.

Міровая война открыла однако глаза многим. Человѣчество почувствовало, что, если такія войны будут повторяться — становясь каждый раз все ужаснѣе, благодаря успѣхам техники, — то человѣчество быстро пойдет к погибели. Эта мысль проникает в народное сознаніе. Все ярче и ярче выражается желаніе, чтобы эта война была послѣднею; а между тѣм, чтобы осуществить такое желаніе, образованным народам необходимо перестроить свою, жизнь на новых началах, которыя впредь сдѣлали бы такія войны прежде всего ненужными и, слѣдовательно, невозможными.

Покуда половина населенія в каждой странѣ Европы, или болѣе, живет в несомнѣнной бѣдпотѣ или даже нищетѣ, — правящим классам всегда легко будет внушить населенію, что, вот, если бы завоевать таких-то сосѣдей, полу-варваров, то всѣ бы сразу побогатѣли. А потому, только такой общественный строй, который обезпечит благосостояніе для всѣх внутри каждой страны, сможет предотвратить періодическія войны, подобныя настоящей.

*  *  *

Но для этого необходимо, чтобы создалось новое воспитаніе, и чтобы оно переродило сознаніе каждаго на счет его отношенія ко всѣм другим.

Нужно, чтобы мысль: „моя хата с края» — исчезла из народнаго сознанія; чтобы мысль: „лишь бы нам с дѣтками прожить безбѣдно, а там, что Бог даст“ — чтобы такія мысли были отвергнуты навсегда, как безусловно ошибочныя. Без блага цѣлаго, личное счастье невозможно. Этому жизнь постоянно учит нас, — подчас жестокими уроками, как теперь. Нелѣпо мечтать, что безбѣдное житіе возможно, не неся на себѣ лямки общаго труда, необходимаго, чтобы произвести для всѣх пищу, одежду, жилье, дать разумное образованіе дѣтям, заботиться о больных, обороняться от врагов и удовлетворять всякія другія общественныя потребности.

Нужно, чтобы мысль: “всѣ, за каждаго, и каждый за всѣх”, которую в вольной природѣ ежедневно практикуют в своих обществах милліоны общительных животных, даже хищники, стала также лозунгом людей.

Нужно, чтобы эту мысль перестали считать „праздными мечтами«, а проводили ее в жизнь, каждый по мѣрѣ сил.

Затѣм нужно, чтобы уже в школѣ каждый научился уважать свой и чужой труд — всякій труд, как бы скромен он ни был. Раз он необходим обществу, его нужно выполнить, не дожидаясь предписаній свыше от царских или республиканских начальников;

Нужно еще, чтобы человѣк перестал отдѣлять в своих мыслях ручной труд от умственнаго, и чтобы дѣти уже в школѣ пріучались к тому и другому. Ручной, хорошо выполненный и продуманный труд — лучшій помощник умственному труду, лучшій побудитель к нему. Полнота жизни достигается только соединеніем того и другого; и этому может научить школа.

Нужно также, чтобы уже в школѣ дѣти учились организаціи труда, не дожидаясь, чтобы это дѣлалось кѣм-то свыше. Этого так не достает у нас в Россіи. Дѣти должны учиться сами организоваться для работ в своих мастерских, в своем огородѣ, в играх, в экскурсіях, в хозяйствѣ, во всей своей жизни с ея мелкими затрудненіями и столкновеніями.

Не так давно такой строй, о котором я говорю, в котором каждый нашел бы возможность благосостоянія, не стремясь эксплоатировать своих сородичей или сосѣдніе народы — такой строй был еще почти невозможен.

Человѣчество было так бѣдно запасами для жизни и орудіями труда, и так оно не умѣло пользоваться силами природы, что оно обречено было пребывать в бѣдности. Даже пищи оно не могло выращивать вдоволь для всѣх, не говоря уже о другом. Оттого даже люди, любившіе человѣчество, пророчили ему всеобщую нищету, если у него не будет класса людей, получающих лучшее образованіе и способных двигать человѣчество вперед: изобрѣтать, усиливать производительныя силы, организовать промышленность и самозащиту, управлять массами и т. д.

К счастью, пробужденіе естественных наук в серединѣ 19-го вѣка и быстрое вслѣд за этим накопленіе технических изобрѣтеній в корень измѣнило тогдашнее положеніе. Теперь человѣчество или, по крайней мерѣ, цивилизованная его часть, может дать благосостояніе, для всѣх, никого не обрекая на рабство.

Мы — всѣ народы Европы и Америки — можем быть очень богатыми, лишь бы мы сумѣли перестроить свою общественную жизнь на началах действительных равенства и свободы, которыя одни могут привести к действительному братству.

И вот все это должна подготовлять школа.

Задача громадная, трудная, — я вполнѣ это сознаю, — но задача неотложная. Она потребует преобразованія всей постановки школы.

В придачу к нѣкоторым превосходным учебникам потребуются новые, так как придется передѣлать самые способы преподаванія, давая в них больше мѣста творчеству учеников, вмѣсто заучиванія на память (это, я знаю, вы уже начали дѣлать); а затѣм, вводя экономію времени и усилій, которых теперь, даже в лучших школах, даже в преподаваніи математики и физики, тратится невѣроятно много, совершенно по-пусту.

Совершится эта перемѣна не в один день и не по указам свыше, а только посредством свободной работы десятков тысяч учителей и учительниц в свободной школѣ, гдѣ есть мѣсто личному творчеству.

Но не пугайтесь, друзья, громадности предстоящаго вам. Многое вы уже начали именно в хорошем направленіи. Кое чего вы уже достигли, несмотря на всѣх противников прогресса в школьном дѣлѣ. Вы, которые за всѣ эти годы безвременья вели тяжелую, часто сверхсильную работу глухой борьбы против всесильнаго самодержавія и обскурантизма, — вы не отступитесь от задачи, поставленной вам всѣм прогрессом человѣчества.

За вас будут стоять требованія времени, возможность близкаго лучшаго будущаго и сочувствіе быстро растущаго числа мыслящих людей, которых разбудили громы и ужасы войны.

Держитесь дружно. Дружными силами вы побѣдите.

Позвольте мнѣ прибавить здѣсь нѣсколько строк об одном вопросѣ, котораго я не успѣл коснуться на с‘ѣздѣ, о необходимости развивать в школѣ дух общественности.

Развивать этот дух необходимо; но я очень сомнѣваюсь, чтобы недавно предложенное рѣшеніе — держать юношей от 8-ми до 15-ти лѣт в закрытой школѣ, — могло стать общепринятым. Закрытая школа, конечно, может способствовать развитію корпоративнаго духа. Но жизненный опыт обнаружил в закрытых и полу-закрытых школах такіе громадные, общеизвѣстные недостатки, что такой план, очевидно, придется оставить и искать других путей для развитія духа общественности.

Таких путей уже испытано нѣсколько. Так, напримѣр, в Западной Европѣ и Америкѣ найдено чрезвычайно полезным образованіе всевозможных ученических обществ, со всевозможными воспитательными цѣлями. Вот, напримѣр, дѣтское „Общество Дяди Тоби“, основанное сперва в Нью-Кастлѣ, распространившееся по всей Англіи и имѣющее теперь свыше 200000 членов.

Вступающіе в него члены дают обѣщаніе не разорять болѣе птичьих гнѣзд. Цѣль его, как видите, весьма скромная, но такое обѣщаніе, естественно, ведет к болѣе человѣческому обращенію с животными, а, в концѣ концов, — и между людьми. И когда я вижу, как часто у нас звѣрски обращаются с лошадьми, я всегда вспоминаю об Обществѣ Дяди Тоби. Кромѣ того, всякое такое общество пріучает своих членов к уваженію и исполненію добровольно принятых на себя обязанностей, к работѣ сообща и ведет к основанію других обществ, ставящіх перед собой болѣе крупныя заданія.

Я нарочно начал с такого скромнаго примѣра. Но вот еще примѣр, — школьныя общества, старающіяся пріохотить учеников к составленію всяких естественно-научных, сельско-хозяйственных и бытовых коллекцій, как для своей школы, так и для обмѣна с другими школами.

Уже образованіе в школѣ общества для собиранія растеній своей области, водорослей, ископаемых, или же бытовых коллекцій и коллекцій местных издѣлій, — зачатки которых были выставлены здѣсь, на с’ѣздѣ учащих, основаніе самими учениками школьных библіотек, коллекцій образовательных картин, почтовых карточек с видами природы или с бытовыми рисунками и т. д., уже любое из ніх представляет прекрасное начало. Нужно только, чтобы всякое такое начинаніе не топталось на мѣстѣ, а постоянно развивалось;  для такого развитія очень хорошим средством служит переписка между школами и обмѣн коллекціями.

Переписка между школами — вопрос, стоящій на очереди, и о нем много говорилось на западѣ перед послѣдней войной, как о средствѣ сближенія и взаимнаго ознакомленія между народами. Вообразите себѣ, напримѣр, дѣтскія культурно-просвѣтительныя общества нашего уѣзда в перепискѣ с такими же обществами в других частях Россіи, или даже с каким нибудь заграничным дѣтским обществом. Или вообразите нашу Дмитровскую ремесленную школу в перепискѣ с Миланскою школою при обществѣ ,,Человѣчность“ (Umanita) и получающую оттуда от учеников их прекрасные, полные жизни рисунки, составляемые ими самими для своих работ из дерева или из кованнаго желѣза и ученицами для своих вышивок. Цѣлый новый мір откроется перед дѣтьми обѣих школ.

И на этом дѣло не остановится. Все больше и больше среди воспитателей пробивается мысль о посѣщеніях школ. Начинают школы с того, что на рождественскія или на весеннія вакаціи ученики одной школы ѣдут, на недѣлю или двѣ, в гости к другой школѣ и останавливаются в ея зданіи. Или же лѣтом одна школа ѣдет в экскурсію в какую нибудь интересную мѣстность — на озера, в горы или в исторически интересный город, — и помѣщается тогда в одной из школ, с которыми была раньше в перепискѣ.

Затѣм устанавливается и обмен учениками. В Швейцаріи мы удивлялись тому, как хорошо говорили по французски дѣти из нѣкоторых частей нѣмецкой Швейцаріи, и точно также люди из французской Швейцаріи хорошо говорили по нѣмецки. Оказалось, что не только школы обмѣниваются учениками, но тоже дѣлают и семейства: они на полгода, на год обмѣниваются дѣтьми. Легко понять, как это сплачивает людей в своей странѣ и расширяет их умственный кругозор.

Много можно было бы привести таких примѣров. Но я укажу в этом бѣглом обзорѣ еще на одно: на необходимость поддерживать связь между учениками и учителями по выходѣ из школы. Теперь такой связи, сплошь да рядом, не существует даже в самой школѣ. Но именно этого не должно быть, и уже теперь есть не мало учащих, которые душу свою кладут в дѣло воспитанія. Основывайте же общества послѣшкольнаго общенія учащих с их бывшими учениками.

Вообще, пусть только мысль начнет работать в этом направленіи — и работы окажется непочатый угол. Как и во всяком дѣлѣ, нужен личный почин и теплое отношеніе к дѣлу. Как бы скромно ни было начало, — будь то культурно-просвѣтительное дѣтское общество, или курсы для изученія какой нибудь стороны мѣстной жизни или промысла, или для собиранія коллекцій и обмѣна с другими школами, — если только в дѣло вложены доброе намѣреніе и настойчивость — оно прінесет свои плоды. Оно будет развивать общественность.

П. К.


Изданія Дмитровскаго Союза Кооперативов:

М. В. ​Муратов​. Продажа книг, как культурная работа. Дмитров, 1918 г. Цѣна 1 р. 20 к.

М. М. ​Христолюбова​-​Сазонова​. В ​Гришине​. ​Заметки​ о культурно-просвѣтительной работѣ въ ​Гришинскомъ​ Домѣ Народа за 1916—17 годъ. Цѣна 1 р. 60 к.

ГОТОВИТСЯ К ПЕЧАТИ:

В. В.​Сазонов​. ​Гришино​.

СКЛАД ИЗДАНІЯ:

Дмитров, Московской губ., Книжный склад Дмитровскаго Союза Кооперативов.

Москва, Центральный книжный склад Кооперативнаго Издательства, ​Воздвиженка​, 4.

Петроград, Книжный склад Кооперативнаго Издательства, Стремянная ул., д. № 6.


Цѣна 50 коп.

1 комментарий

Comments are closed.