Р.Ф. Хохлов и музей Кропоткина

V Кропоткинские чтения. Сборник докладов. Дмитров-­2016

 

Волкова Надежда Викторовна,
с.и.с. музея-заповедника «Дмитровский кремль»

Р.Ф. Хохлов и музей Кропоткина

 В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Ромуальда Федоровича Хохлова научного сотрудника музея, краеведа, посвятившего значительную часть своей жизни пропаганде памяти великого ученого-революционера П.А. Кропоткина.

Ромуальд Федорович родился 7 ноября 1936 года в городе Ржеве Калининской (теперь Тверской) области в семье военнослужащего Федора Петровича Хохлова. Среднюю школу окончил в г. Хабаровске. После войны, уже в 1956 году семья переехала на постоянное жительство в Дмитров, два года работал токарем на Дмитровском заводе фрезерных станков. В 1958 году поступил на филологический факультет Московского университета, который окончил в 1963 году. По распределению уехал в Оренбургскую область, где два года преподавал русский язык и литературу в школе села Софиевка. Вернувшись в Дмитров, с 1965 года, с перерывами, работал научным сотрудником, а затем старшим научным сотрудником музея. Именно здесь определились научные интересы Р.Ф. Хохлова. Это — история Дмитрова и Северного Подмосковья, история и методика краеведения и музейного дела, жизнь и деятельность выдающихся деятелей русской культуры и общественной мысли, связанных с Подмосковьем, и в первую очередь — П.А. Кропоткина, которые и стали главными темами большинства его научных публикаций и многочисленных популярных публикаций в периодике».

Приступив к работе в музее Ромуальд Федорович, конечно, в первую очередь, заинтересовался документами музейного архива. О результатах работы по разбору архивных материалов он регулярно упоминал в своих дневниках,

16


которые начал вести с февраля 1967 года. Вскоре на страницах дневника появляются первые упоминания о находках документов связанных с Кропоткиным. Обнаруженные документы заинтересовали специалистов изучающих творческое наследие великого ученого-революционера.

В апреле 1967 г. в Дмитров приехала Наталья Михайловна Пирумова с режиссером и  оператором киностудии   научно-популярных фильмов. Е.Г. Покровским для знакомства с городом, где Кропоткин провел свои последние годы  жизни.                        В это время шла подготовительная работа для предстоящей съёмки фильма «Петр Кропоткин». Позже Ромуальд Федорович предоставил для фильма материалы из архива музея. Фильм, продолжительностью 18 минут, о творческом пути известного учёного и революционера был выпущен на киностудии Центрнаучфильм в 1969 году.

9 декабря 1967 года исполнялось 125 лет со дня рождения Кропоткина. К этой дате, используя материалы музейного архива, Ромуальд Федорович решил организовать выставку. (Собранный материал стал основой всех последующих выставок посвященных Кропоткину.)

Одновременно были подготовлены статьи о Кропоткине. В конце сентября в местной газете «Путь Ильича» вышла статья Ромуальда Федоровича

«П.А. Кропоткин и Музей Дмитровского края». Первая статья «Что вы знаете о Кропоткине» была напечатана в местной газете 5 января1967 года. В этой статье Хохлов писал: «Память о П.А. Кропоткине должна быть достойно увековечена в нашем городе, и в связи с этим Дмитровский музей просит граждан, которым известно что-либо о материалах, связанных с жизнью и деятельностью ученого в Дмитрове, сообщить об этом работникам музея и в редакцию газеты «Путь Ильича».

В начале ноября была передана в редакцию газеты очередная статья под названием «Возвращение», тогда же был сделан набросок плана задуманной выставки.

17


В процессе размещения материалов выставки директор музея А.Ф. Чекменев часто наведывался и наблюдал, как идет работа. Однажды он предупредил Хохлова, чтобы не было никаких текстов на иностранных языках (письма и прочее), объясняя тем, что цензор не знает иностранных языков. Размещенное на стенде извещение о похоронах Кропоткина по настоянию Чекменева было снято.

В те времена любую музейную экспозицию должны были обязательно согласовывать с Горкомом партии, непременно приходил цензор, который обязан был давать окончательную оценку. Цитата из дневника: «9 декабря начальство выставку просмотрело (Киселев цензор), крамолы не нашли. В основном все готово. Завтра небольшие доделки. Назначили открытие на 12 часов. Кого-то пригласили. Через Тягачёва просил пригласить Золотина.»

Накануне открытия в местной газете вышла вторая статья «с досадными переделками» и под названием «На Родине» вместо «Возвращение» с продолжением в следующем номере. Выставку открыли 1О декабря, на открытии выступали: Чекменев А.Ф.- директор музея, Киселев В.Н. — инструктор ГК партии, Золотин П.Д. — ветеран почтово-телеграфной службы, лично знавший Кропоткина. Хохлов стал рассказывать о выставке, когда в зале осталось человек 10-12. Статью о выставке поручили написать Д.А. Бутовецкому. Ромуальд Федорович пригласил на открытие выставки и Н.М. Пирумову. Позже она в своем ответном письме объяснила, что была в отпуске, на работе не появлялась и письмо прочла, когда выставка была уже открыта и обещает приехать в Дмитров в январе в надежде успеть увидеть выставку.

Первая выставка, посвященная Кропоткину в Дмитровском музее, просуществовала до 13 февраля 1968 года.

С этого времени одна за другой появляются статьи Хохлова, посвященные П.А. Кропоткину, которые он отсылал в различные издания.

18


Но не всегда редакторы решались на размещение публикаций, в частности, из «Литературной России» Ромуальд Федорович получил обратно свой материал с «очень вежливым отказом».

В течение всех последующих лет продолжал заниматься изучением и популяризацией жизни и наследия Кропоткина, мечтая со временем открыть музей в доме, где жил и умер П.А. Кропоткин.

В мае 1978 года Ромуальд Федорович ушел из музея, вернувшись в 1987 году на должность старшего научного сотрудника. В 1989 году создается Комиссия Академии наук по творческому наследию П.А. Кропоткина. В числе задач комиссии было восстановление музеев Кропоткина в Москве и Дмитрове. Ромуальд Федорович, уже являясь членом Комиссии, с воодушевлением возглавил работу по сбору материалов для будущего музея.

Дом, построенный в конце 19 века помещиком Дмитровского уезда, графом М.А. Олсуфьевым, известный впоследствии как дом Кропоткина, в советские времена занимали различные организации. Долгое время в доме находился детский сад, а с 1977 года в нем разместился отдел культуры.

Довольно часто в своих публикациях Ромуальд Федорович обращал внимание на состояние дома, в частности он писал: «Судьба дома Кропоткина в Дмитрове, увы,/ не так оптимистична, как судьба его наследия,/ л. 32 в последние годы все более привлекающего внимания исследователей. В доме в течение последних десятилетий размещались различные организации, не проявляющие особой заботы о сохранности дома, особенное его интерьера. [… ] А между тем, в нем можно было бы открыть мемориальный музей П.А. Кропоткина (хотя бы в качестве филиала краеведческого музея). Материалов для этого вполне достаточно, дело только за желанием и инициативой. Будем оптимистами и выразим надежду на то, что такой музей будет создан».

Наконец, работа, проводившаяся, в том числе и Хохловым, получила долгожданный результат.

19


Накануне проведения первых Кропоткинских чтений, 2 апреля 1991 года издается приказ №9 по Дмитровскому историко-художественному музею: «Во исполнение распоряжения Мособлисполкома «Об открытии филиалов музеев» от 23.08.1990 г. № 514-Р и решений Дмитровского горисполкома «О создании музея П.А. Кропоткина» от 13.10. 1989 г. №1948/23 и «Об организации дома­ музея П.А. Кропоткина и о передаче с баланса ПТО ГХ на баланс отдела культуры дома № 84 по ул. Кропоткинской» от 14.09.1990 г. № 1814/20 приказываю:

  1. Образовать на правах филиала Дмитровского историко-художественного музея Дом-музей П.А. Кропоткина.
  2. Для организации работы филиала перевести в него … с сохранением ДОЛЖНОСТНЫХ окладов Хохлова Р.Ф., старшего научного сотрудника, Володину Е.Г., младшего научного сотрудника.
  1. Временно возложить руководство филиалом на старшего научного сотрудника Хохлова Р.Ф.

Директор ДИХМ И.В. Ширяков.

Кропоткинские чтения, состоялись в Дмитрове 24-25 мая 1991 года. На чтениях Ромуальд Федорович выступил с докладом «П.А. Кропоткин и дмитровские кооператоры». О проблемах реставрации дома Кропоткина выступил ведущий архитектор-реставратор г. Дмитрова С.А. Гаврилов.

Кажется, долгожданная мечта исполнилась. Хохлов писал: «Но вот, наконец, спустя полвека, здание передано нашему музею для восстановления в нем мемориального филиала Дома-музея Петра Алексеевича Кропоткина. Эту работу приходится начинать, по существу с нуля». После публикации в

«Литературной газете» Ромуальд Федорович стал получать на адрес будущего музея подарки из разных уголков страны. Была заведена «Книга даров Дома­ музея П.А. Кропоткина», устраивались выставки даров.

20


В течение 1991 года проводился косметический ремонт. Средств, выделенных в то время администрацией города, на большее не хватало.

В апреле 1992 года Дмитров вновь стал местом проведения очередных Кропоткинских чтений. После окончания официальной части чтений, на заседании «круглого стола» были обсуждены проект устава Общества друзей музея Кропоткина, вопросы, связанные с подготовкой и проведением международной юбилейной конференции. В декабре 1992 г. состоялась Международная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина, которая проводилась в Москве, Санкт-Петербурге и Дмитрове. В доме была организована выставка, посвященная юбилейной дате.

После окончания юбилейных мероприятий переезд в Дом Кропоткина не состоялся. Хохлов продолжал комплектовать фонды музея в основном современными периодическими изданиями. Сохранилась справка о работе филиала в 1992 году:

«В 1992 г. в музей Кропоткина поступили фотокопии и ксерокопии архивных материалов из собраний ЦГАОР, ЦМР, копия фильма «Похороны Кропоткина», редкие издания трудов Кропоткина и его единомышленников 1906-1920 гг. — более 40 ед., периодические издания 20-х гг., современные издания из Испании, Ирландии, США и др. стран — болеет 50 экз., открытки, плакаты, листовки, воззвания, отражающих жизнь идей Кропоткина в современном мире — более 30 ед., музей пополнился современными изданиями трудов Кропоткина книги по анархизму более 20 ед. Был выпущен значок

«Дом Кропоткина» и набор из 15 фотографий».

Однако разместить экспозицию в доме было невозможно. Дом не был оборудован охранной и пожарной сигнализацией. Денег на оборудование помещений, создание экспозиций также не было.

В июне 1993 года создается «Историко-культурный и природно­ ландшафтный центр» с генеральным директором в лице Кишкина Игоря

21


Владимировича. Историко-художественный музей с филиалом дом-музей П.А. Кропоткина входит в структуру Центра. В ноябре 1993 года на должность заведующего филиалом домом — музеем П.А. Кропоткина назначается старший научный сотрудник Т.П. Черныш. По-прежнему не предпринимаются никакие действия для создания экспозиции в музее П.А. Кропоткина.  В апреле 1994 года издается приказ «О реорганизации организационной структуры управления Дмитровского историко-культурного и природно-ландшафтного центра». В связи с приказом ликвидируются отделы: историко-художественный музей с филиалом дом-музей П.А. Кропоткина. Вскоре в дом Кропоткина въезжает отдел культуры. Ромуальда Федоровича переводят на должность ученого секретаря. Спустя некоторое время, он не теряя надежды на возрождение музея Кропоткина, пишет: «Прошло уже 7 с половиной десятилетий со дня смерти П.А. Кропоткина и именно сейчас, многие его идеи вновь приобрели неожиданную актуальность. Вновь и вновь издаются его книги. В декабре 1992 года, в Москву, на международную конференцию, посвященную 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина, прибыли гости из Англии, Германии, США, Италии, Японии и других стран. И многие из них, в один из дней работы конференции, посетили Дмитров. — Сюда, теперь уже в адрес музея, который намечено воссоздать в доме, где прошли последние годы великого мыслителя и революционера, регулярно поступает литература, издаваемая в разных странах мира, теми, для кого идеи солидарности и взаимопомощи, да и многое другое в наследии Кропоткина актуально и сейчас. А в нашей стране? Кажется время возвращения многих его идей ещё впереди».

Тем временем, в 1997 году приказом генерального директора, Ромуальд Федорович был переведен на должность заведующего архивом кино фото документов, но очень скоро Кишкин И.В. предложил ему перейти  на должность консультанта с заключением контракта до декабря 2000 года. Но

22


оплата должна было производиться исходя из количества оказанных платных консультаций. После окончания срока контракта Хохлов Р.Ф. был уволен.

До последних дней своей жизни Ромуальд Федорович, будучи уже тяжело больным, продолжал публикацию своих статей, посвященных П.А. Кропоткину. Последний раз в феврале 2001 года он приехал в Историко-архивный институт на заседание «круглого стола», посвященного 80-летию со дня кончины П.А. Кропоткина. В газете «Дмитровский вестник» 1О февраля была опубликована его последняя статья с символическим названием «Время итогов»,  где он писал, подводя итоги изучения кропоткинской темы, что по его мнению Кропоткин не видел перспектив распространения идей анархизма в России, поэтому придавал большое значение кооперации и вопросам народного самоуправления и федерализма. «И вполне справедливо, — в конце писал Ромуальд Федорович — если именно эти стороны многогранной деятельности Петра Алексеевича найдут достойное отражение в воссоздаваемом мемориальном музее П.А. Кропоткина в нашем городе».

20 июля 2001 года Ромуальда Федоровича не стало. И все же он оставил заметный след в деле изучения истории родного края, в частности увековечивания памяти Кропоткина на Дмитровской земле.