Речь ветерана Русской Революции,
социалиста П. Кропоткина
к отправившимся на фронт инвалидам.

— Граждане! Ваша готовность опять идти в окопы и там нести тяжелую службу тогда, как ваши прежние заслуги и раны дают вам полное право на отдых, показы­вает, как мало способны влиять на честных людей теперешние старания убить чувства взаимности, возникающие в людях, когда их страна переживает ужас военного нашествия.

Я знаю, что против участия в войне выдвигали за последнее время много доводов; но нет, товарищи, такого довода, который мог бы опровергнуть призыв честной чело­веческой души.

А этот призыв в том состоит, что когда видишь, что сильный душит слабого, что хорошо вооруженный давит плохо вооруженного, что озверелый человек берет за горло более добродушного, — нельзя говорить: «Это не мое дело». Нельзя держаться в стороне.

Вот почему в человечестве никогда не могло восторжествовать такое учение, что «моя хата с краю». «Край» может быть в селе, но его нет в человечестве.

В человечестве все тесно связаны между собою. Среди нас нет такого престу­пления и нет такого подвига, которые не отзывались бы на всех нас.

Всякое преступление отдельного человека или же целого народа влечет за собою другие преступления. Тем более в такой тесной семье, какую представляет Европа.

Переберите мысленно ход теперешней войны с июля 1914 года, и вы увидите, как первое преступление Германии, т. е. проходъ ее войск через Бельгию для нападения на Францию, повлекло за собою все новые и новые преступления: уничтожение городов, массовые расстрелы населения, едва только офицеру покажется, что население готово восстать, отнимание у населения последнего куска хлеба, затем, — вещь неслыханная со времени Атиллы, — увоз в рабство целых тысяч мужчин, женщин и молодых людей, которых заставляют рыть траншеи против своих же соотечествен­ников, и, наконец, жестокая, чисто-садистская изобретательность в измышлении мучений для военно­пленных, о которой рассказывают наши доктора, вернувшиеся из плена.

Одно преступление неизбежно влекло за собою другие.

Но нет, товарищи, высшего преступления, как оставаться безучастным при виде насилия, а тем более оправдывать свое равнодушие принципами международного братства, — тогда как интернационал при своем основании именно провозглашал, что все народы — братья, а потому все должны заступиться за тот народ, который захотят покорить другие, чтобы обратить его в политическое и экономическое рабство.

Всякое преступление влечет за собою другие. Но точно также всякий подвиг, будь он большой или малый, поднимает нравственный уровень всего человечества.

Только так, примером, и могли воспитываться в молодых поколениях высшие нравственные идеалы.

Мы с восторгом читаем о том, как Париж чествовал в 1793 году добровольцев-инвалидов, отправлявшихся на войну защищать Францию от своры королей, шед­ших уничтожать французскую республику. С таким же чувством прочтет Россия и будут читать грядущие поколения о вашем подвиге.

Многих молодых людей, если они до сих пор равнодушно относились к войне, ваш пример заставит задуматься. Он вызовет в них новые мысли. Они поймут, что нет правды в словах тех, кто говорит, что рабочему нет дела — кому будут принадлежать Польша, Литва, Рига, Ревель; или кто будет управлять русским народом, — русский или немецкий капиталист.

Они почувствуют, что так говорит значит кривит перед своею совестью, осо­бенно теперь, когда свержение царского ига и признание нашею революциею основных политических «прав человека» открывает перед русским народом такую широкую, светлую будущность для строительства во всех направлениях: экономическом и быто­вом; теперь, когда, идя на фронт, вы идете тем самым на баррикады защищать свободу, завоеванную русским народом.

Не мы, собравшиеся здесь, а сознание высших нравственных начал человечества и великие лозунги — свобода, равенство и братство благословляют вас на ваш подвиг.

___________

Издательство «Демократическая Россия»


Скан брошюры  (издание 1917 года) прилагается: Речь ветерана Русской Революции, социалиста П. Кропоткина к отправившимся на фронт инвалидам.