Роль государства в анархо-реформистских взглядах П.А. Кропоткина

Сборник материалов IV Международных Кропоткинских чтений

Сергей Васильевич Сайтанов

Роль государства в анархо-реформистских взглядах П.А. Кропоткина

 

Анархистская теория П. А. Кропоткина традиционно оценивалась в России как радикализм материалистического, естественнонаучного и позитивистского характера, всегда оставаясь революционной теорией. [9, с. 104] Однако в конце XIX в. и до 1921 г. в общественно-политических взглядах Кропоткина изменилось отношение к государству: вместо концепции прямой социальной революции и уничтожения государства возобладала концепция эволюции общества и реформирования наиболее прогрессивных форм государства. Таким образом, в общественно-политических взглядах П. А. Кропоткина стала преобладать не анархо-радикальная, а анархо-реформистская концепция.

Что может быть общего между анархизмом и реформизмом — этими двумя такими разными политическими течениями, да еще у признанного лидера и теоретика классического анархизма П. А. Кропоткина? Оказывается, не только может быть, но и вполне гармонично сочетается, если поставить анархизм стратегической целью развития общества, а реформизм сделать тактикой в достижении этой цели.

Анархо-реформизм как закономерный этап в общественно-политичесских взглядах П. А. Кропоткина хорошо прослеживается по его произведениям и источникам. Переходом на анархо-реформистские позиции, можно считать его статью «О современном состоянии России» (1897 г.), в которой П. А. Кропоткиным была позитивно рассмотрена проблема создания парламента в России. [1, Л. 9]

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. П. А. Кропоткин «был ярым «русским патриотом». [11, с. 301] Во время I Мировой войны интернационалист П. А. Кропоткин с немногими анархистами, выступая в поддержку Антанты, оказался в лагере оборонцев. В чем же причина такого «патриотизма» анархиста Кропоткина?

В своей статье «О современной Англии» (М., 1918) Кропоткин говорил о пробуждении среди народных форм жизни, соответствующих современным понятиям о свободе, равенстве и братстве всех граждан внутри данной страны, и всех народов в семье цивилизованных наций. И они знали, что в этом отношении Англия и Франция стоят далеко впереди Германии и Австрии». [4, с. 3-6]

Принципиальный вопрос для каждого анархиста — это вопрос о государстве. Большинство анархистов отрицают прогрессивную роль государства. Однако, как мы видим, П. А. Кропоткин поддерживал демократические государства, поскольку исторически одновременно с усилением государства шел и процесс создания гражданского общества и правового государства. А ликвидация государства могла происходить как революционным, так и эволюционным путем, который представлялся как отказ государства от неэффективного вмешательства в экономику и общественную жизнь, и развитие различных форм самоуправления. Преобразованное же государство в этом случае, по мысли Кропоткина, может стать федерацией или конфедерацией — переходной стадией, согласно Кропоткину, к установлению анархии.

Такая позиция Кропоткина позволила ему участвовать в Москве в работе Государственного совещания 12 августа 1917 г. [10, с. 8] Там Кропоткин заявил, что в это время по всей Европе возникла система муниципального социализма: стали строиться целые города на общественных началах, где преобладающее влияние имели рабочие организации, кооперативы, социалистические партии. Он считал, что именно таким образом, путем постепенной эволюции должно было вестись строительство социализма в России. [6, с. 120]

80


В речи П. А. Кропоткина «О современном положении России», подготовленной для выступления на Государственном совещании, он признает «единственно возможный в России строй — это строй, дающий обширное самоуправление волости, городу, области, краю, строй республиканский и федеративный». [2, Л. 95-98]

Мысль о федерализме проходит и через все творчество П. А. Кропоткина. Его взгляды по этому вопросу также претерпели определенную эволюцию, о чем свидетельствуют его работы последнего периода жизни. Идеи федерализма разрабатывались им как теоретически в статьях «К вопросу о федерации», «Федерация», так и практически — созданием в 1917 г. Лиги Федералистов в Москве.

Для П. А. Кропоткина федерация — это способ объединения. Поэтому в 1918 г. в своей статье «Федерация — путь к объединению» Кропоткин снова выступил с призывом к созданию в России федеральной республики по образцу США и Англии. [3, Л. 4-6]

Если в ранних своих работах П. А. Кропоткин относился к политической борьбе отрицательно, то к концу жизни его взгляды на этот вопрос кардинально изменились. В своем письме от 17 июня 1917 г. к личному составу Семеновского полка, с благодарностью за встречу, оказанную ему при возвращении в Петроград после эмиграции, П. А. Кропоткин говорит о правах человека и политических правах как о высшем идеале. [7, Л. 2] Таким образом, Кропоткин пришел к выводу о необходимости институтов государственности на переходный период, и этим государством, по идее Кропоткина, должна быть Федеративная демократическая республика. [5, с. 57-58]

Таким образом, П. А. Кропоткин изменил в конце жизни свои антиэтатистские взгляды в пользу сохранения демократического государства как переходного этапа на пути построения анархического общества, т. е. Кропоткин пересмотрел и свои взгляды на такой принципиальный для любого анархиста вопрос, как государство. Следовательно, в поздний период своего творчества в вопросах теории П. А. Кропоткин сохранял элементы радикализма, оставаясь на позициях анархизма, в своей практической общественно- политической деятельности и анархических взглядах он перешел от анархо-радикализма к анархо-реформизму.

Грань между реформистским и революционным путями не абсолютна и не мертва, а очень подвижна. [8, с. 249] Но реформаторы не пользовались в России должным вниманием и уважением, в отличие от бунтарей и революционеров. Реформаторов не любили ни радикалы, мечтавшие в одночасье преодолеть вековые наследственные болезни страны, ни консерваторы, видевшие в верности прошлому залог выживания будущего. [8, 278] К сожалению, подобное отношение к реформаторам присуще российскому обществу и в наши дни. Остается только надеяться, что изучение анархо- реформизма П. А. Кропоткина поможет хотя бы в какой-то степени изменить эту ситуацию в России.

 

  1.  ГАРФ. Ф. 1129. Он. 1. Ед. хр. 490. Л. 9.
  2. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 735(2). Л. 95-98.
  3. ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Ед. хр. 766. Л. 4-6.
  4. Кропоткин П. А. О современной Англии // Вестник Общества сближения с Англией. М., 1918.
  5. Лебедева А. П. Идеи П. А. Кропоткина и современное анархическое движение // Труды Междунар. науч. конф., поев. 150-летию со дня рожд. П. А. Кропоткина. Москва, Дмитров, С.-Петербург. 9-15 декабря 1992 г. Вып. 3. П. А. Кропоткин и революционное движение. М., 1995.
  6. Назаров А. А. Уроки реализма: П. А. Кропоткин в годы революции // Труды комиссии по научному наследию П. А. Кропоткина. Вып. 1. М., 1992.
  7. НИОР РГБ. Ф. 410. Картон 3. Ед. хр. 34. Л. 2.81
  8. Попов Г. X. О русской истории. М., 2004.
  9. Ситдыкова К. Р. Анархизм П. А. Кропоткина в зеркале оценок и мнений // БСНОЬА-гОО. М., 2000.
  10. Тимофеев М. А. Князь-бунтовщик (вступительная статья) // Петр Кропоткин. М., 2004.
  11. Шуб Д. Н. Политические деятели России (1850-х — 1920-х гг.). Нью-Йорк, 1969.