Сборник материалов IV Международных Кропоткинских чтений
Александровна Зеленова, к.п.н., Институт Африки РАН Ольга Анатольевна Аксютина, к. культ., Институт Африки РАН
Народное самоуправление в ЮАР 1980-х
на примере тауншипа Александра
Этот доклад посвящен малоизученному примеру горизонтальной самоорганизации— созданию и распространению системы органов народной власти с коллективным принятием решений в местных сообществах (тауншипах и неформальных поселениях) в ЮАР в 1980-е годы — во время пика борьбы с апартеидом. Образование органов народной власти происходило фактически повсеместно. Для многих участников горизонтальный способ самоуправления и включение в этот процесс максимального количества членов сообщества был осознаваемой ценностью и идеалом.
Что интересно, большинство участников таких органов власти не были против государства как такового и не считали себя анархистами. Но способ их организации, сами практики во многих тауншипах были по сути анархическими: горизонтальное коллективное принятие решений, стремление избегать иерархии, опора на идеи «власти народа» и «низовой демократии». Созданным органам народной власти удалось во многих местах вытеснить государство (в лице местных апартеидных властей и полиции) из тауншипов.
В своем докладе мы сосредоточимся, прежде всего, на самих практиках горизонтальной политики. Очень популярным лозунгом в то время была строка из легендарной «Хартии свободы» 1955 года «Народ должен править!». Опираясь на глубокие исследования, результаты работы с самими участниками органов народной власти, жителями тауншипов и политическими активистами 1980-х, а также архивные документы (самиздатовские газеты, листовки, памфлеты, материалы судебных дел и т.п.), мы покажем, что люди не только должны править, но что люди могут править. Конкретные исторические примеры и иллюстрации помогут представить, как это происходит. В противовес распространенной точке зрения, что народ не способен самостоятельно принимать решения, (будто бы для этой цели нужны избираемые«профессионалы» — см., например, Шумпетер Й.А., 1995), мы покажем, что люди могут договариваться друг с другом, налаживать совместный быт, самостоятельно обеспечивать безопасность, экономические стороны своей жизни и т.п.
Тауншип Александра, расположенный на северной окраине Йоханнесбурга, является одним из самых вдохновляющих примеров того, как работала «власть народа» в 1980-е годы. В этом тауншипе проживали преимущественно индустриальные рабочие, многие из которых имели опыт горизонтального самоуправления на рабочем месте, начиная с середины 1970-х, когда в среде радикальных профсоюзов (например, Профсоюз рабочих металлургической промышленности и смежных профессий, Федерация южноафриканских профсоюзов) получили распространение советы рабочих делегатов. В Александре была налажена многоуровневая система самоуправления — всеобщие собрания, дворовые, квартальные, уличные комитеты, и, наконец, комитет всего тауншипа. Частью системы органов народной власти были народные суды, которые, как и комитеты, возникли стихийно. Из уличных комитетов также вырастали комитеты защиты и боевые дружины — на случай вторжений полиции. Таким образом, намеренное вытеснение государства из тауншипа шло и через обеспечение безопасности: образовывались некие автономные (освобожденные) зоны, находящиеся вне контроля полиции или других репрессивных государственных органов, где вся полнота власти принадлежала народу в лице органов народной власти. Однако период подобного народного самоуправления продлился недолго, и горизонтальные принципы не всегда работали «идеально»: безусловно, существовали проблемы и противоречия, которые будут специально рассмотрены.
Опыт борьбы и самоорганизации в южноафриканских тауншипах в 1980-е годы еще раз доказывает, что даже плохо образованные, сегрегированные, маргинализированные люди могут принимать совместные коллективные решения и строить (на более справедливых началах) свое сообщество. Может, они и не стремились к анархическому устройству общества, но в их сообществах анархия «работала»! Несмотря на чудовищные репрессии, авторитарные подходы АНК и других организаций, ведущих сопротивление апартеиду, бедность, бесправие, через борьбу и психологическое освобождение люди обретали понимание, что они могут влиять на свою жизнь, черпали из этого силу, брали жизнь в свои руки. Из совместной борьбы рождались органы народной власти и люди обретали себя не только как политические субъекты, но и как сообщество.
Литература
Шумпетер, Й.А. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ./ Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. — М.: Экономика, 1995. — 540 с.