П. А. Кропоткин и его Учение. Интернациональный сборник. 
Стр. 155-160. А. Мюллер-Ленинг. Социализм и Анархизм (По Кропоткину)


Анархизм и Социализм.
(По Кропоткину).

 

„Мы не обещаем рая. Мы подготовляем свободное человечество“, писал Шарль Пеги. Этими словами, мне кажется, можно охарактеризовать весь анархизм Кропоткина.

По взглядам на социальное развитие Кропоткин, в некотором отношении, был оптимистом, но он, несомненно, не был утопистом. Его представление о возможности и необходимости лучшего общества основывалось не на идеализации людей, но скорее на отрицании тех фактов, благодаря которым люди становятся гораздо хуже, чем они есть в действительности…. И именно потому, что люди — не ангелы, им не следует передавать заботу организации других, ибо человек, каков он есть, не должен предоставлять другим людям возможности управлять собою. Отсюда проистекает вывод, что единственная возможность достигнуть гармонии интересов — общество без эксплоатации и правителей. Нет спасения сверху, спасение только в самоорганизации народов *).

Анархизм для Кропоткина был не столько определенным общественным идеалом, идеалом желательного состояния общества, сколько, и гораздо больше, принципом общественной жизни, принципом общественного развития.

Для Кропоткина дело не в основании тысячелетнего царства, а в средствах революции заложить основы для нового развития общества, ибо задача социализма — открыть человечеству новые пути в экономической и политической областях**). Таким социализмом для Кропоткина был анархизм, ибо новые пути человечества, новое направление, которое должно избрать общество, пролегают далеко

___________
*)   „Le Révolté“ 10 april 1886; L’anarchie dans revolution anarchiste.
**)   „Речи Бунтовщика“, гл. Представительное правительство.

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           156

от диктатуры пролетариата, от представительного правительства и, вообще, от всякого рода правительственной системы, эти новые пути ведут к осуществлению самоуправления. Поэтому социализм, как его понимал Кропоткин, был полным отрицанием всех видов государственного социализма. Для Кропоткина государство было тем же, чем для основателя марксистского социализма было последовательное выявление классовых антагонизмов. Государство, по Кропоткину, искусственная организация человеческого общества, созданная господствующими классами в интересах установления и закрепления своей власти и своего господства. Задачей же социализма является уничтожение этой искусственной организации и создание условий, способствующих развитию естественных элементов, на которых построено общество, следовательно, государство не может и рассматриваться подходящим для этой задачи.

Первым шагом для такого естественного развития общества является уничтожение частной собственности и и власти*). В этом как раз и лежит различие между анархической и государственной формой социализма, которые обе родились из критики и революционного протеста против капитала. Но анархизм ведет борьбу не только против капитализма, но и против источников его пораждающих — Централизации, Авторитета, Юстиции, Церкви.

Это был Прудон, писал Кропоткин, который самым отчетливым образом понимал единство капитала и авторитета, и который в простых словах высказал мысль, что формула прогресса имеет двойственный характер: кто желает экономического освобождения, тот также должен желать и освобождения от политической организации, следовательно, уничтожения государства. Нельзя писать историю капитала без истории власти. И тот и другая суть формы, при помощи которых меньшинство приобретает устойчивость и в состоянии было утвердить и поддерживать до сих пор свое господство“*).

Следовательно, возникает вопрос — можем ли мы ту-же самую государственную организацию, которая была, и есть, орудием господства меньшинства над народом, сделать силой, способной уничтожить эту самую привилегию

_________
*) „Le Révolté“, 24 Juillet 1880.
**) „Les Теmрs Nouveaux“, 13-19 Juillet 1895.

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               157

на господство?

Впрочем, история учит нас, что всякому новому экономическому состоянию общества соответствует определенная политическая форма, поэтому экономическое освобождение требует совершенно новых политических форм*). Когда произойдет экономическое освобождение, сами по себе возникнут новые политические формы, формы более народные, более децентрализованные, короче говоря, близкие к самоуправлению, какое только можно себе представить. Убеждать же народ, что рабочие в состоянии построить социализм, или только даже сделать первый шаг к нему, посредством захвата правительственной машины — будет колоссальной исторической ошибкой, граничащей с преступлением**). Завоевание правительства — простая перемена лиц; эти лица, добившись власти, не будут больше требовать социализма, а займутся проволочкой его осуществления и рабочий класс поймет, что он должен добиваться новых политических форм. Это пророчество Кропоткина, высказанное им в 1900 году, подтвердилось полностью: социалистическая, социал-демократическая партия, писал он тогда, сделалась партией реакции, которая и „каждый день не упускает случая душить социальную революцию, тем не менее украшает себя социалистическим ярлыком***). Социализм не может быть реформистским, ибо, если он откажется быть революционным, он неизбежно попадает в об’ятия реакции. Социалистическому строительству нечего ожидать от правительства, — называется ли оно „диктатурой пролетариата“ или „временным правительством“. Заранее можно сказать, что они ничего не могут сделать для революции, так как потребные новые учреждения могут быть выработаны только самим народом****). Вообще, конструктивная, положительная работа не может быть выполнена отдельными лицами, но только коллективным духом масс. Следовательно, для Кропоткина анархизм был историко-социологическим пониманием свободного порядка общества без авторитарного принуждения. Государство во всех возможных его формах

__________
* )   „Современная Наука и Анархия“, франц. изд. 1913 г., стр. 98.
**)   Так-же, стр. 125; „Речи Бунтовщика“, гл. Представит. правительство.
***)  „Les Теmрs Nouveaux“, 5-е Аn. № 52.
****) „Соврем. Наука и Анархия“, франц. изд. 1913 г., стр. 127-128.

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           158

остается препятствием для социальной революции и социализма. Оно — сила, мешающая развитию общества, основанному на равенстве и свободе, поэтому государство должно быть не реформировано, а уничтожено. Государство уничтожило культуру средневековых городов и вместе с нею свободную инициативу и свободное соглашение и стало силой, стоящей над обществом, территориальной концентрацией и концентрацией многих общественных функций в руках немногих*). Анархизм же базируется на критике иерархического и авторитарного общества и на тенденциях, игравших выдающуюся роль в истории цивилизации. Такие, именно, тенденции Кропоткин видел в культуре вольных средневековых городов, которые, будучи задушены в Европе развитием государств, начавшимся в 16-м столетии, проявились снова, как он думает, во второй половине 19-го века. Он считает их выдающимися тенденциями нового времени. Во всех писаниях Кропоткина мы находим эту точку зрения, которую он постоянно подчеркивает и доказывает примерами из современной жизни, ссылаясь на то, что во всех областях мы видим ныне возникновение свободных групп, которые обслуживают самые разнообразные потребности людей без помощи и содействия государства**). Анархизм должен опираться на эти тенденции и содействовать их развитию вплоть до полного вытеснения ими государства. Как будет выглядеть общество завтра — трудно сказать — это не зависит от воли отдельных лиц, но зависит от тех тенденций, которые проявляются в обществе теперь, а завтра, когда будут уничтожены препятствия, стоявшие на пути их развития, могут развиваться свободно***). Эту мысль Кропоткин выражает в таких словах:

„Тот, кто свободно обдумает мысли об исторической роли государства и о современном государстве, набросанные в двух предыдущих очерках — тот поймет одно из главнейших положений анархии. Он поймет, почему анархисты отказываются поддерживать каким бы то ни было образом государство и становиться самим частью государственного механизма.. Он увидит, почему, пользуясь явным

__________
*)   „Государство и его роль в истории“.
**)  „Современная Наука и Анархия“, франц. изд. 1913 г., стр. 57, 146.
***)  „Le Révolté“, 14—27 Febr. 1886.

___________________________________________
П. А. КРОПОТКИН И ЕГО УЧЕНИЕ               159

стремлением нашего времени к основанию тысяч групп, стремящихся заменить собою государство во всех отправлениях, которыми оно завладело, анархисты скорее работают над тем, чтобы массы работников земли и фабрик старались создать полные жизни организмы в этом направлении, чем над укреплением государства, созданного буржуазией“*).

До тех пор, пока будет существовать государство, освобождение пролетариата не может быть достигнуто ни путем реформ, ни путем революций**). Если революция не снесет голову этому чудовищу, то она сама будет им задушена. Чтобы революция была успешной, чтобы социализм стал возможным, рабочий класс должен организоваться, хотя бы в экономической области***). Борьба против государства и капитала есть борьба, главным образом, экономическая. В профессиональных союзах, как они развились в Первом Интернационале, ведя борьбу с капиталом, Кропоткин, помимо всех существующих политических форм, видел основу тем общественным организациям, которые создаст революция и при помощи которых построит новые формы общества. Старый лозунг Интернационала: „Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих“ — Интернационала, „рожденного из стачек и который фактически был стачечной организацией****) — понимался в том смысле, что рабочие должны сами творить новые общественные формы*****). Эта анархическая идея, была развита в программе Первого Интернационала и защищалась анархистами от сторонников завоевания политической власти. Эта идея стала теперь и главной целью синдикализма — идея, „что рабочие организации в производстве, обмене и распределении должны заменить существующую капиталистическую и государственную эксплоатацию, и что выработка новых форм общества — обязанность и задача рабочих организаций******). Синдикалистское движение, пишет Кропоткин, — „единственное движение, которое укажет мыслящим людям путь из того тупика,

_________
*)   „Современная Наука“, изд. „Голос Труда“, М. 1920, стр. 274.
**)   „Les Temps Nouveaux“, 17—23 Mars, 1900.
***)  „Le Révolté“, 10 Oct., 1881.
****) „Les Temps Nouveaux“, 29 Aug., 1896.
*****) Там-же.
******) „Синдикализм и Анархизм“, см. в настоящем сборнике.

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           160

в который наше поколение заведено современным развитием капитализма“*). Таково вот понимание Кропоткиным социализма, его целей и методов и таковы линии, отделяющие вольный социализм или анархизм от социализма государственного во всех его видах.

А. Мюллер-Ленинг.

_________
*) Там-же.


Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение