Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина.
М., 1992. Вып. 1. С. 5–9.

ПРЕДИСЛОВИЕ

9 декабря 1992 г. исполняется 150 лет со дня рождения крупнейшего русского учёного-энциклопедиста, теоретика одного из направлений анархизма Петра Алексеевича Кропоткина.

В ходе подготовки к юбилею Отделением экономики АН СССР была учреждена Комиссия по изучению научного наследия Кропоткина. В работе Комиссии принимают участие сотрудники ряда академических институтов: Российской истории, Института научной информации по общественным наукам, Института философии, Института истории естествознания и техники, а также ряда университетов и других научных учреждений.

Задачи своей работы Комиссия определила следующим образом:

— публикация и изучение трудов П.А.Кропоткина как части общего процесса возвращения культурного наследия;

— увековечение памяти П.А.Кропоткина; расширение музейных экспозиций в местах, связанных с его жизнью и деятельностью; воссоздание Кропоткинского музея в Москве;

— координация усилий учёных разных специальностей для выявления историко-политического, эвристического и общекультурного значения русского анархизма, связанного с именами не только М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина, но и Л.И.Мечникова, Л.Н.Толстого, А.А.Карелина, А.А.Борового и др.;

— организация обмена информацией между исследователями и практиками анархизма разных стран;

— проведение регулярных Кропоткинских чтений и иных научных и общественных мероприятий.

Обращение к Кропоткину было не случайным. Долгие десятилетия его открытия в различных областях науки, его гуманизм, его действенная борьба за право человека быть свободным вызывали неприятие власти. Труды его не переиздавались, его музеи в Москве и в Дмитрове были закрыты. Политические и социальные изменения, происходившие в нашей стране в последние годы, не коснулись отношения властей к личности и наследию всемирно известного учёного. Дом в Москве, в котором родился П.А., и в котором в 1920-30-е годы размещался музей его имени, остаётся занятии Палестинским представительством; дом в Дмитрове, в котором П.А. умер, отдан музею, не имеющему средств для реставрации. Московские власти намереваются переименовать станцию метро «Кропоткинская». Труды П.А.Кропоткина, готовые к печати, лежат в типографиях или издательствах без движения из-за недостатка бумаги, А время не ждёт …

В стране идёт необходимый и неизбежный пересмотр идейного наследия и теоретических подходов, господствовавших в последние 75 лет, но он может стать плодотворным лишь на путях восполнения разрушенных звеньев и воссоздания целостной картины развития русской мысли. Пафос отрицания ведёт к новой мистификации и вульгаризации, плоды которой зреют и в «демократической», и в «патриотической» прессе. Насилие над прошлым или его упрощение омрачают будущее.

Отрицание социализма, основанное на нашем одномерном опыте, ведёт к забвению социалистических идей девятнадцатого века — в их разнообразии, в их направленности к гуманистическим идеалам. Движение человечества к будущему не обойдётся без вектора социальной справедливости, идея равенства будет постоянным спутником имущественного неравенства, идеал социальной гармонии будет сопровождать путь проб и ошибок в направлении наилучшего сочетания индивидуализма с коллективизмом.

В динамичном современном мире обращение к творческому наследию социалиста Кропоткина, положившего в основу построения нового общества принцип взаимопомощи и солидарности, — весьма актуально. Оно выводит общественное сознание из замкнутого круга жёстких альтернатив, утверждает содержательное богатство свободной мысли.

Ценны для нас и черты личности Петра Алексеевича — его благородство, доброта, сила и глубина ума, душевная стойкость. Именно эти качества в соединении с многогранностью натуры помогали ему в подвижнической деятельности на благо человечества.

Учёный, труды которого в области географии, геологии, биологии, истории, социологии, этики не потеряли значения и ныне; создатель и пропагандист анархической теории, основанной на исследовании естественных и социальных наук; революционер — противник партийной диктатуры и системы террора; атеист, исповедовавший и несший людям высокую духовность. Федералист — в равной степени противник и великодержавности, и сепаратизма; патриот, которому были близки ценности и чаяния всех народов Земли.

Своей ищущей мыслью, своей судьбой Кропоткин противостоит всем одномерным проекциям истории, всем разновидностям авторитаризма.

Нам скажут, что мысли Кропоткина утопичны. Да, — ответим мы, — но утопии всегда сопутствовали истории человечества.

Социалистические утопии, как и мировые религии, рождены союзом присутствующего е мире страдания с потребностью личности в идеальном. Вспоминая Льва Толстого, всю жизнь верившего в существование «зелёной палочки», «на которой записано то, что должно уничтожить всё зло в людях и дать им великое благо», культуролог Мелвин Ласки писал в своей превосходной книге «Утопия и революция»: «в жажде утопии всегда есть нечто от этого толстовского свойства — широкий гуманизм, щедрый порыв и благородное видение. […] Утопии создаются одновременно и от отчаяния, и от надежды. Это модели стабильности, рождённые в атмосфере противоречий».

Анархизм Кропоткина — это широкий гуманизм, щедрый порыв и благородное видение. Это — переход от бакунинской утопии отчаяния (бунт) к утопии надежды (проект). Но это и душевная стойкость перед лицом общественных катаклизмов, обнаруживших изъяны продуманной и выстраданной утопии; готовность вновь и вновь начинать грандиозную и тяжёлую работу, сверяя сбой путь по звёздам идеала свободы и всечеловеческой солидарности. Ибо противоречия социального бытия, вытолкнувшие на историческую арену различные утопические модели, не исчезли, они лишь видоизменились. Борьба против опасных тенденций развития человечества не снята с повестки дня, и один из тех, кто протягивает из прошлого братскую руку разумным и ответственным людям, включающимся в эту борьбу, — П.А.Кропоткин.

***

Обращаясь к изданиям Комиссии по научному наследию П.А.Кропоткина, необходимо отметить, что первым из них был сборник «Памяти М.А.Бакунина» (М.: Институт экономики АН СССР, 1990), составленный по материалам Бакунинских чтений, прошедших в Твери в октябре 1989 года и приуроченных к 175-летней годовщине со дня рождения великого бунтаря. В этом сборнике заинтересованный читатель найдёт написанный С.Ф.Ударцевым сравнительный очерк «М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин: две судьбы, две системы идей».

Обоснованное С.Ф.Ударцевым различение «негативного», импульсивного, всегда политически заострённого утопизма Бакунина и «конструктивного», методичного, научно-просветительского утопизма Кропоткина представляется весьма плодотворным.

Выходящие одновременно первый и второй выпуски Трудов Комиссии по научному наследию П.А.Кропоткина разнообразны по содержанию.

Читатель найдёт здесь как статьи по различным аспектам вновь нарождающегося кропоткиноведения, так и новые публикации неизвестных или малоизвестных публицистических работ Кропоткина, его переписки и других документов, связанных с его именем.

Среди оригинальных работ, разрабатывающих новые проблемы кропоткиноведения, следует назвать статьи Д.Тодеса, А.В.Гордона, А.М.Никулина (выпуск 1), А.Л.Никитина, В.В.Налимова и Ж.А.Дрогалиной, А.В.Щубина (выпуск 2).

Новые черты к характеристике гуманизма Кропоткина добавляют статьи С.Ф.Ударцева (выпуск 1) и А.А.Мкртичяна (выпуск 2).

Актуальная конкретность отличает работы А.А.Мкртичяна, И.В.Петушковой, Р.Ф.Хохлова (выпуск 2), посвященные отношению П.А.Кропоткина к национальному вопросу, проблемам федеративного устройства России и кооперативного движения. Чрезвычайно злободневно звучит впервые публикуемое обращение П.А.Кропоткина к украинскому народу (выпуск 1), предостерегающее от соблазнов сепаратизма.

Несомненный интерес представляет также впервые публикуемая автобиблиография работ Кропоткина, составленная в 1912 г. (выпуск 2).

О людях, окружавших Кропоткина, рассказывают Е.А.Таратута, А.В.Бирюков, Я.В.Леонтьев (выпуск 2).

Среди адресатов публикуемых писем Кропоткина — В.Н.Фигнер, деятели анархического движения М.И.Гольдсмит, А.А.Боровой, А.Шапиро, известный географ В.П.Семёнов-Тян-Шанский, издатель М.В.Сабашников и др.

Таким образом, впервые с конца 1920-х годов отечественный читатель получает значительный объём новой информации, касающейся жизни и миропонимания Кропоткина, судеб его идей; его архива (впервые появляется в печати обзор самого крупного собрания кропоткинских документов — его фонда в ЦГАОР) и музея.

Надеемся, что настоящее издание будет способствовать более глубокому знакомству читателей с личностью и творчеством замечательного человека и учёного, оживит в исторической памяти общества разносторонний и уникальный вклад П.А.Кропоткина в российскую и мировую науку и культуру.