Влияние идей П.А.Кропоткина в Нидерландах

Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1997. Вып. 2: Идеи П.А. Кропоткина в социально-экономических науках. С. 6–16.

Ф. ван дер Брюгген
(Нидерланды)

Влияние идей П.А.Кропоткина в Нидерландах

Промышленная революция в Нидерландах произошла намного позднее, чем в соседних странах. Вследствие этого подъем рабочего движения произошел здесь также довольно поздно — в восьмидесятых годах XIX в. К этому времени уже не существовало ни конфликта между Бакуниным и Марксом, ни самого Интернационала; наиболее радикальные и революционные направления в рабочем движении изгладились безследа.

В Нидерландах рабочее движение приобрело типично голландские черты, определяющиеся традициями нашей истории: федералистической структурой формальных и неформальных общественных институтов, довольно значительным влиянием парламента на местные, региональные и общегосударственные органы власти, преобладающее господство протестантской и римско-католической религии практически на все аспекты жизни; неприятие насилия вообще и милитаризма в частности.

Рабочее движение в Нидерландах того времени можно охарактеризовать следующим образом (характеристика эта приложима и к нынешнему времени):

— профессиональные союзы были раздроблены по профессиональным и конфессиональным признакам и вследствие этого были слабы; они не могли использовать насильственные методы борьбы, помимо забастовок;

— профессиональные союзы религиозной ориентации (протестантские и римско-католические) возникали одновременно с социалистическими. К важным последствиям этого обстоятельства можно отнести то, что (а) эти три направления профессионального движениянаходились в состоянии острого соперничества, (б) социалистические профсоюзы вскоре приобрели репутацию центров антирелигиозного свободомыслия, (в) в конфликтах с работодателями профсоюзы проявляли склонность к нравственному воздействию;

— революционные действия, как и острые разногласия, не соответствуют голландским традициям: обычны компромиссы и поиски консенсуса; мы считаем себя (и это, видимо, соответствует действительности) терпимым народом, не приемлющим насилия как способа разрешения проблем;

— отвергая насилие в действиях и пропаганде, рабочие нуждались в руководителях, способных вести диалог с работодателями в форме интеллектуальной дискуссии, поэтому руководство профсоюзов и рабочего движения на начальном этапе оказалось в руках интеллектуалов — духовенства и юристов.

Необходимо иметь в виду, что анархическое движение в Нидерландах всегда делилось на три главных группы:

1) анархическое и анархо-синдикалистское течение в рабочем движении; совсем незначительное в количественном отношении, оно имело сравнительно большое влияние в первые годы рабочего движения (1890-1900). Тем не менее оно вскоре совсем иссякло, так как большинство принадлежавших к нему рабочих и их лидеров перешли на позиции марксизма, избрав для достижения своих идеалов парламентский путь;

2) религиозные (христианские) анархо-коммунисты, наиболее, видимо, значительная часть анархистов в период между двумя мировыми войнами. Отправной точкой этого направления являлся толстовский антимилитаризм, а для многих его представителей — и стремление к полному ненасилию во всех жизненных ситуациях. Крушение религиозной основы мировоззрения вело к объединению религиозных анархистов со следующей группой —

3) интеллектуалами; их идеи шли в русле социального анархизма, выработанного П.А.Кропоткиным. В большинстве своем они являются «свободомыслящими», атеистами или агностиками, гуманистами в лучших традициях Эразма Роттердамского.

Кого можно отнести к анархистам-философам и писателям, вдохновлявшим последователей трех упомянутых групп?

Прудон был почти неизвестен в нашей стране. Последователей Штирнера и Бакунина было очень мало. Первый из них был непопулярен из-за индивидуалистических убеждений, не соответствующих общественным традициям голландского народа; второй отталкивал голландцев своими революционными разрушительными идеями и неистовым атеизмом; кроме того, его работы вплоть до II Мировой войны почти не переводились на голландский язык.

Разумеется, религиозные анархо-коммунисты вдохновлялись сочинениями Льва Толстого. Его влияние на них и на социо-культурную жизнь Нидерландов было весьма сильно в 1920-х годах, так как идеи ненасилия и внецерковной религии прекрасно согласовывались с чувствами голландцев. Однако это влияние вскоре пошло на спад, поскольку оно не могло дать ответа на суровые политические вопросы повседневности. Видимо, религиозные взгляды Толстого оказались слишком неопределенными и эсхатологическими для реалистических голландцев. Анархо-коммунисты обратились к Кропоткину.

Как уже упоминалось, работы Бакунина почти не переводились на голландский язык; напротив, книги Кропоткина публиковались по-голландски через год-два после их появления на языке оригинала. Так например, брошюра «К молодежи»*, появившаяся на английском языке в 1885 г., вышла в Нидерландах в том же году; «Взаимная помощь» вышла через два года, а «Современная наука и анархизм» и «Записки революционера» — через три года после появления оригинальных изданий. Но еще важнее то, что все работы Кропоткина (за исключением статей, не включенных в сборники) выходили в сравнительно дешевых изданиях, доступных каждому.

В интеллектуальных кругах Кропоткинский анархизм был известен также благодаря его статьям в «Encyclopaedia Britannica».

Все же цитаты и ссылки на работы Кропоткина редко встречаются в статьях виднейших голландских анархистов. Думаю, что это объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, эти статьи, как и работы самого Кропоткина, были памфлетами, написанными ради распространения определенных идей, а не научными исследованиями; их авторы стремились убедить своих читателей при помощи прямых аргументов, а не тонких нюансов или же демонстрации логических противоречий в работах других исследователей. Во-вторых, взгляды Кропоткина основывались главным образом на здравом смысле и на научной интуиции, которые легко усваивались той прогрессивной средой, для которой его работы, собственно, и предназначены. Голландские авторы, как правило, развивали идеи Кропоткина как выводы современной науки. Имя Кропоткина как автора той или иной идеи лишь от случая к случаю упоминаются ими.

Примером, хорошо иллюстрирующим эту тенденцию, может служить деятельность человека, который был первым и в то время наиболее видным последователем идей Кропоткина в Нидерландах — Фердинанда Домелы Ньювенгейса (Ferdinand Domela Nieuwenhuis; 1846-1919). Он начал свою деятельность протестантским священником, но так как он был поборником дела трудящихся и обездоленных, он вступил в конфликт с церковью. Он расстался со службой, протестантской церковью, а позднее — и с христианской религией, и стал одним из вождей радикальных социалистов, в особенности же — сельскохозяйственных рабочих. Он даже был избран в голландский парламент, депутатом которого был в течение одной сессии (4 года), но затем, подобно П.Ж.Прудону, разочаровался в парламентской демократии. К счастью, он познакомился с книгами Кропоткина, и это было истинным началом Кропоткинского анархизма в Нидерландах. Ньювенгейс перевел многие работы Кропоткина, писал их изложения (в частности, «Взаимной помощи») и дополнял их своими комментариями, которые должны были сделать их более понятными для голландских читателей. Так как Социал-демократическая лига (название наиболее радикального в то время крыла социалистического движения в нашей стране) становилась все более и более парламентарной и, следовательно, дисциплинированной партией, он покинул ее и стал пропагандировать анархический социализм. В 1898 г. он основал периодическое издание «Свободный социалист», которое было призвано объединять анархистов, у которых, естественно, не было хорошо организованной ассоциации. Он был автором большинства статей в этом издании; кроме того, он написал несколько книг, в том числе биографию Кропоткина и автобиографию. В автобиографии он с определенностью утверждает, что его анархические убеждения сформировались исключительно благодаря Кропоткину. В своих сочинениях он излагает теории, вполне согласные с Кропоткинскими, порой даже почти дословно следуя ему; однако, как я уже упоминал, он редко ссылается на него. Хотя Домела продолжал оставаться «нашим Спасителем» (так величали его сельскохозяйственные рабочие — анархисты), его влияние, как и вообще анархо-синдикалистское движение, после 1910 г., с ростом парламентаристских тенденций в голландском социалистическом и профсоюзном движении, стало уменьшаться. Фердинанд Домела Ньювенгейс был — как и его учитель П.А.Кропоткин — более пророком, чем политиком.

В первое десятилетие XX в. влияние идей Льва Толстого становилось все более и более заметным: постепенно усиливалось движение христианских анархистов, вначале под именем «Интернационального Братства», позднее в форме «Лиги религиозных анархо-коммунистов». В 1920-е годы к Лиге присоединились те атеисты, которые, не будучи религиозными людьми, в чем-то были сторонниками Л.Толстого; обычно это были сторонники непротивленчества и аскетизма. Вот почему религиозный анархо-коммунизм стал главным направлением антивоенного движения в Нидерландах, бывшего довольно значительным в 1930-е годы. Такая эволюция движения имела два важных последствия. Во-первых, число его сторонников, не связанных с религией, росло, так что они стали преобладать. Лига религиозных анархо-коммунистов изменила свое название и стала «Лигой анархо-социалистов», причем она не только отбросила религиозную часть своего названия, но и утратила прямое влияние Толстого (слово «-социалистов» заменило в названии «-коммунистов» в силу антипатии к советскому большевизму). Во-вторых, непротивление толстовства и вытекающий из него антимилитаризм были прекрасными, но, по существу, негативными принципами. Позитивные же принципы анархо-социалисты искали и находили в работах Кропоткина. Наиболее известными анархо-социалистами, изучавшими и развивавшими идеи Петра Алексеевича, были публицисты Рейндерс (Rijnders), Схермерхорн (Schermerhorn) и в особенности Барт де Лихт (Bart de Ligt), работы которого в Нидерландах читают до сих пор, крупный и влиятельный специалист в области уголовного права и криминологии Клара Вихманн (C. Wichmann), Артур Ленинг (A. Lehning) (известный также как издатель «Архива Бакунина»), старающийся развить идеи Кропоткина в систему экономических отношений, которые должны возникнуть после революции, а также «новую рабочую этику», и Пит Койман (Piet Kooyman), который в своем «Союзе алармистов» старается следовать принципу Кропоткина «производство согласно возможностям, потребление согласно потребностям».

По мере того, как анархическое движение становилось все более и более интеллектуальным, трещина между анархистами и рабочими союзами увеличивалась.

Тем не менее академические исследования, посвященные Кропоткину, по-прежнему отсутствовали. Единственным исключением, заслуживающим упоминания, явилась диссертация Дроссаарта ван Дюссельдорпа (1932), содержащая критическое изложение взглядов Кропоткина.

Третьим фактором (помимо упадка синдикалистского движения среди рабочих и развития религиозного анархизма) явилось движение свободомыслящих анархистов-интеллектуалов. Наибольшим влиянием среди них обладал д-р Антон Констандсе (A.Constandse), талантливый журналист, публицист и оратор, чьи работы появлялись в 1896-1899 гг. Констандсе настолько основательно усвоил идеи Кропоткина, что не отделял их от своих собственных: он часто дословно приводит или пересказывает Кропоткинские слова без упоминания о нем. Так как его сочинения (включая и книги) практически всегда носили публицистический характер, он пренебрегал ссылками и примечаниями. Его главный труд «Основания анархизма» (1938), сделавший анархизм более известным и распространенным в Нидерландах, способствовал распространению идей Кропоткина, особенно в области этики и криминологии.

В том же 1938 году анархическое движение в нашей стране потеряло много сторонников из-за распри между сторонниками участия в гражданской войне в Испании и теми из анархистов, кто исповедовал принципы абсолютного непротивления. Среди последних было немало таких, кто в свое время отказался от идей толстовства ради более практических идей Кропоткина.

Во время II Мировой войны и германской оккупации наличие анархистов в Нидерландах не ощущалось. Анархисты участвовали в Сопротивлении, однако организованных анархических групп в нем не было. Послевоенное время стало для большинства голландцев периодом восстановления прежних социо-культурных черт. Социал-демократическое правительство призывало рабочих и работодателей к социальному миру, и его призывы были небезуспешными.

С началом «холодной войны» коммунистическая партия утратила все свое влияние, а радикал-социалисты вызывали подозрения. Конфессиональные, социал-демократические и консервативные партии возвратили себе монополию в политике, которой они обладают и поныне. В конце пятидесятых годов возникла новая партия — Пацифистско-социалистическая (ПСП); ее сторонники выступают за «третий путь», средний между капиталистическим и государственно-социалистическим. Среди членов этой партии можно встретить радикал-социалистов и убежденных пацифистов, но также и либертарианцев, не испытывающих неприязни к попыткам осуществить анархические идеалы политическим и парламентским путем. В документах ПСП и ее преемницы — партии «зеленых левых» — можно увидеть много анархических идей, и в соответствии с голландскими традициями это идеи анархизма кропоткинского толка.

Вследствие множества причин синдикалистское движение почти полностью исчезло в нашей стране. Религиозный анархизм более не служит источником вдохновения. Так что анархизм в Нидерландах превратился главным образом в интеллектуальное движение с Кропоткинскими традициями.

Оно зародилось в университетах, студенты которых в конце 60-х — начале 70-х годов ратовали за большую демократию и новый образ жизни. Вскоре они нашли поддержку среди интеллектуалов постарше, также находившихся под влиянием идей Кропоткина (наряду с общим влиянием Маркузе и других представителей Франкфуртской школы). Проникновению и распространению идей Кропоткина сильно способствовала вышедшая в 1969 г. и пользовавшаяся некоторое время популярностью брошюра «Послание Мудрого Домового» Рула ван Дейна (R. van Duijn, «The Message of a Wise Kabouter»), одного из лидеров движения Прово (Provo movement) и так называемого Оранжевого свободного государства, попыток «анархизировать» некоторые области общественной жизни Амстердама. Ван Дейн демонстрировал, как взгляды Кропоткина могут быть приложены к нашему времени.

С другой стороны, кружки интеллектуалов, симпатизирующих анархическим идеям, стали выпускать несколько периодических изданий, подобных «De Vrije» («Свободный»), основанному Ф.Домелой Ньювенгейсом, а в конце шестидесятых годов основали журнал «De AS» («Анархо-социалист»). Они собираются на научные съезды, семинары и т.п., посвященные теоретическим аспектам анархизма. В сущности, многие из этих аспектов являются экспозициями или парафразами Кропоткинских теорий. Съезды, подобные проводившимся под названием «Анархизм как источник вдохновения» (Роттердам, 1974) или «Право в анархизме» (Роттердам, 1979), всегда содержат доклады, в которых исследуются, прямо или, что бывает чаще, косвенно, мнения П.А.Кропоткина. В номерах «De AS», носящих тематический характер, публикуются материалы дискуссий, посвященных тому, какой точки зрения придерживался или мог бы придерживаться Кропоткин по тому или иному вопросу.

Помимо политической партии «зеленых левых», поглотившей Пацифистско-социалистическую партию (социал-анархического толка), надо упомянуть еще одну небольшую политическую партию «зеленых», которую можно рассматривать как прямую наследницу идей Кропоткина. Под руководством упоминавшегося выше Рула ван Дейна она стремится соединить идеи Кропоткина с идеями Мюррея Букчина. А как хорошо известно, основанием взглядов Букчина тоже служат Кропоткинские идеи, разрабатываемые в экологическом русле.

В заключение отметим, что современные голландские анархисты являются скорее учеными, представителями научных кругов, чем активистами, скорее критически настроенными публицистами, освещающими историю и современное положение анархизма, чем утопистами — преобразователями мира. Однако они ищут и будут искать вдохновения в трудах Кропоткина и постоянно обращаются к его теориям и идеям.

 

Перевод с английского А.Бирюкова

 

*Это произведение появилось впервые на французском языке в 1881 г. (Kropotkine P. Aux jeunes gens. Genève: Révolté, 1881. 32 p.) (Прим. ред.).

Summary

F. van der Bruggen (Netherlands)
The influence of Kropotkin’s ideas
in the Netherlands

The short outline of the labour movement in the Netherlands, characteristics of three groups of Dutch anarchism and the sketch of its history are given. These three groups are: the anarchist and anarcho-syndicalistic current in the labourers movement; the religious anarcho-communists; the intellectuals.

Religious anarcho-communists were inspired by the writings of Lev Tolstoj. Proudhon, Stirner and Bakounin were rather unknown in the Netherlands. Though Kropotkin’s writings were published in Dutch few years after the original publications. The most striking instance of the influence of Kropotkin’s ideas was the career of F.Domela Nieuwenhuis, the first and in his lifetime most important furtherer of Kropotkin. Other important examples of prominent social-anarchists who studied and furthered the ideas of Kropotkin were the publicists Rijnders, Schermerhorn, Bart de Ligt, scholar in penal law and criminology C.Wichmann, the writer A.Lehning. Nowadays anarchism in the Netherlands became a rather intellectualistic movement in the tradition of Kropotkin.