П. А. Кропоткин и его Учение. Интернациональный сборник. 
Ал. А—н. Взгляды Кропоткина на Кооперацию. Стр. 147-149 


Кропоткин и кооперация
ВЗГЛЯДЫ КРОПОТКИНА НА КООПЕРАЦИЮ 26

 

Хотя Петр Алексеевич не оставил специальных трудов по вопросам кооперации, но несомненная заслуга его перед наукой, это то, что он установил зарождение кооперации задолго до нашей эпохи, в средневековых городах, а также усмотрел ее неформальные виды в народных об’единениях (артелях). Кооперация, по Кропоткину, является одним из проявлений взаимной помощи, этого фактора эволюции, более могучего, чем борьба за существование, узко понятая дарвинизмом. Отсюда и определение, формулированное Элизе Реклю, другом Петра Алексеевича, что современная кооперация есть научная практика взаимной помощи.

То, что Петр Алексеевич не посвятил особых трудов кооперации, не означает, что он ей придавал второстепенное общественное значение; напротив, он находил, что „особенно важное поприще открывается перед кооперацией в социализации обмена и распределения… Такую же крупную роль призваны кооперативы сыграть в общественном производстве“. (Речь на митинге О-ва П-лей „Кооперация“ в Москве, 14 янв. 1918 г.). Причину отсутствия специальных трудов нужно усмотреть в том, что даже такой долголетней плодотворной трудовой жизни, оказалось недостаточно, чтобы охватить подробно со всех сторон великие общественные задачи. Как прав был он, видевший в прогрессе равнодействующую безчисленного множества личных усилий отдельных, сплошь и рядом, безвестных умов, — и он в этот поток прогресса внес свою лепту, правда, лепту, равную богатой сокровищнице!

Усматривая в кооперации путь к социализации производства, обмена и распределения, Кропоткин тем самым подчеркивал ее практическое значение в осуществлении анархического идеала. В кооперации Кропоткин видел проникновение духа федерализма (свободных об’единений) в самую гущу народной жизни, в его хозяйственный быт.

___________________________________________
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СБОРНИК           148

Особенно высоко ценил Петр Алексеевич русских кооператоров, „ставших центрами умственной жизни в деревнях“.

Но не одним сочувственным отношением к современным формам кооперации (с некоторыми критическими оговорками) ограничился Петр Алексеевич. Ум его, неизменно направленный к сближению идеала с жизненной практикой, остался открытым к новым исканиям в области кооперации, а именно, в задачах организации общественных служб на кооперативных началах.

Ознакомившись с докладом (далеко несовершенным по форме) пишущего эти строки, представленным в 1918 г. Клинскому уездному с’езду земельных отделов волостных советов и единогласно одобренным последним, о возможности организации общественных служб, — народного просвещения, общественной медицины и т. д., — на свободном об’единении материальных средств и сельских общин (вместо принудительных налогов) вокруг профессиональных союзов работников отдельных отраслей общественных служб, выработывающих свои сметы и разверстывающих их на примыкающие к ним сельские общины, — Петр Алексеевич выразил горячее сочувствие основной мысли этого доклада. В нем, несмотря на несовершенное изложение, он усмотрел самое ценное: так организованные общественные службы перестали бы быть государственными монополиями; всякое село сохранило бы за собой право выхода из данного союза и примкнуть к другому, рядом существующему, более соответствующему его потребностям, или взять на себя почин организации нового об’единения.

Когда на его одобрительный отзыв я заметил, что, в сущности, эта мысль есть переложение его идей, Петр Алексеевич ответил: „Нет, вы идете дальше“.

Позже, ознакомившись по статье о „Кооперативном общественном строе“, помещенном в №2 (за февраль 1920 г.) анархо-кооперативного листка „Почин“, что аналогичная кооперативная организация общественных служб была осуществлена в нефтепромышленном районе Советом С’ездов бакинских нефтепромышленников, Петр Алексеевич обратил особое внимание на этот факт, как на практический пример осуществимости организации общественных служб на добровольных федеративных, т.-е. анархических началах, также трудовым населением, помимо государственной власти.

Таким образом Петр Алексеевич видел в кооперации не только средство к социализации производства, обмена и распределение богатств, но и систему, долженствующую упразднить государственную монополию на общественные службы и их организацию на основе свободных кооперативных об’единений.

Ал. А—н.


Оглавление сборника
П. А. Кропоткин и его Учение