П. Кропоткин. К чему и как прилагать ТРУД ручной и умственный.


VI.

Заключение.

Подведем итоги. — Целью политической экономии, т.-е. науки о народном хозяйстве, должна была бы быть экономия, т.-е. расчетливое расходование народных сил; другими словами, изучение производства того, что нужно всему народу, при наименьшей бесполезной затрате сил. Правду сказал великий Бэкон: всякая наука должна притти к жизненному приложению. А потому, главным вопросом для науки о народном хозяйстве должен был бы быть вопрос: «На что именно и как затрачивать народный труд?»

На этот вопрос я и старался ответить в книге, которую я теперь излагаю; и из всего сказанного можно вывести такое заключение: „Наши производительные способности так возросли в течение 19-го века, и их так легко увеличить еще более, если смотреть на производство пищи и других богатств, как на общенародное дело, что если бы все работоспособные, лет до 50-ти или сорока, отдавали пол рабочего дня, т.-е. пять часов, на производство того, что необходимо всем, т.-е. пищи, жилья и одежды, то другую половину дня, другие пять часов, мы могли бы отдавать вполне свободно, каждый по своему разумению, наукам, искусству и изобретениям, — тому, что каждым из нас облюбовано для себя. В таком обществе не было бы нищеты о бок с богатством, и вместе с тем была бы полная свобода исследований, изысканий и художественного творчества, без чиновной опеки, и был бы возможен такой быстрый прогресс, о котором теперь мы едва можем мечтать». Это не грезы, а выводы из изучения действительной жизни.

Опытом доказано, что если в продолжение нескольких лет небольшую часть времени, идущего теперь на обработку земли, отдавать на улучшение почвы, а затем — улучшить приемы земледелия, то для того, чтобы вырастить годовую пищу для семьи в 5 человек, достаточно было бы пятнадцати рабочих дней в году.

Чтобы для такой же семьи вырастить овощей и фруктов в изобилии, достаточно было бы отдавать огороду и саду те часы, которые каждый охотно отдает работе на свежем воздухе после работы на фабрике, на заводе или в рабочей комнате.

Из года в год мы отдаем четверть, а иногда и треть своего годового заработка на наем квартиры; и так идет всю нашу жизнь. А между тем доказано, в Англии, например, что при постройке превосходно оборудованных домов для рабочих достаточно от 600 до 1000 рабочих дней, чтобы навсегда обеспечить семейству из пяти до восьми человек здоровый, удобный и уютный домик. Теперь же рабочий всю свою жизнь отдает по 80 и по 100 рабочих дней в году за жилье, — и остается бездомным.

И наконец доказано, тоже опытом, что к 14-и и 15-и годам можно дать детям прекрасное, человечное общее образование; а затем, в течение следующих четырех или пяти лет можно дать юношам солидное научное и техническое образование.

Все это доказано опытом, на деле остается только проводить это в жизнь. Но, к сожалению, до сих пор это еще не проводится; и власть имеющие во всех странах мира тогда только начинают опять заговаривать о таких преобразованиях, когда в народных массах раздается подземный грохот надвигающейся народной революции, со всеми возможными ее бурными проявлениями.

Алчность зажиточных классов, умственная лень громадного большинстве и желание сохранить расслоение общества на „высшие“ и „низшие“ классы мешают даже приступить к существенным начинаниям в этом направлении.

В продолжение многих веков людей учили так: «Всячески старайся быть богаче других, и для этого, как можно больше заставляй других работать на себя. Тогда ты будешь управлять людьми». И в продолжение многих веков труд человека производил так мало, что другого выхода люди не видели.

Но теперь развитие знаний и промышленной техники уже дало такую производительную силу и такие средства увеличивать ее по мере надобности, что благосостояние одних нет более нужды строить на нищете многих.

Пусть только каждый увидит, что он и его дети должны принять личное участие в производстве пищи, одежды, жилья и всего того, что нужно человеку, и наука с техникою не отстанут от требований общества. Они облегчат труд каждого, сделают его не проклятием, а приятным, любимым делом.

В труде, в труде всех, — труде умственному тесно соединенном с ручным, и ручном в тесном союзе с умственным, — лежит спасение человечества от жестоких войн, ведущихся ради порабощения одних народов другими, и от еще более жестоких внутренних потрясений в потугах общества для создания новой, более справедливой, более честной жизни.

вот истинный боевой клич периода, в который вступили уже образованные народы.

 

V.
Соединение умственного труда с ручным
ОГЛАВЛЕНИЕ