Н. А. Критская. Педагогические идеи П. А. Кропоткина

ПЁТР КРОПОТКИН. Сборник статей, посвященный памяти П.А.Кропоткина. 1922г.


Н. А. Критская

Педагогические идеи П. А. Кропоткина

Вопросы воспитания представляют одну из наиболее важных проблем, стоящих перед человечеством.

В особенности эти вопросы приобрели чрезвычайно важное значение в наше время, когда под влиянием прогресса техники, науки и промышленности старые формы жизни разрушаются и все устои старого мировоззрения рушатся и колеблются. Наше время характеризуется исканием новых путей во всех областях человеческой жизни, это искание мы наблюдаем и в области педагогики, то есть науки о воспитании человека.

В течение последних десятилетий целый ряд мыслителей и педагогов пытались возможно всесторонне осветить вопросы воспитания и основать педагогику на научных экспериментальных основах и на данных психологии.

Современные педагоги сумели заглянуть в душу ребенка, ближе подойти к детской природе и понять психологию ребенка; но, тем не менее, выводы науки о воспитании остаются почти целиком в области теории, и современная школа точно так же не отвечает требованиям жизни, как и школа прошлого столетия. Техника и наука изменили жизнь, но школа остается как бы вне жизни и в ней царит по-прежнему мертвящий дух отвлеченной схоластики.

В эпоху социальных сдвигов это несоответствие между школой и жизнью выявляется с поразительной яркостью и вопросы воспитания приобретают особую остроту.

Приблизить школу к жизни, устранить несоответствие между школьным воспитанием и действительностью, сделать воспитание более практическим, реальным и отвечающим условиям современной жизни — таковы проблемы, которые ставят себе современные педагоги. Над этими проблемами задумывался и П. А. Кропоткин. Хотя он и не был педагогом по профессии, но вопросы воспитания глубоко интересовали его, и он едва ли не первый из современных социалистов (не считая Фурье и Прудона) придавал огромное значение воспитанию для ускорения прихода нового социального строя более справедливой жизни. {71}

П. А. не написал специального сочинения по воспитанию, но он был истинным «учителем жизни», и мысли о воспитании, о роли образования и т. п. мы находим на многих страницах его произведений. В частности, свои взгляды на воспитание и образование П. А. изложил в книге «Поля, фабрики и мастерские», где он целую главу посвятил «Умственному и ручному труду». Позднее свои педагогические воззрения П. А. изложил в письме к Франциску Ферреру (1908 г.) и в своей речи «Ручной труд в школе», сказанной им в 1917 г. на юбилейном заседании книгоиздательства «Посредник», а также и в речи на съезде учителей Дмитровского уезда в 1918 г.

Но еще ранее, в своем известном труде «Хлеб и Воля», П. А. затрагивает в некоторых главах вопросы воспитания и говорит о необходимости объединить умственный труд с ручным, начав это объединение уже в школе. В «Хлебе и Воле» П. А. разбирает также и больной вопрос школьной жизни — вопрос о лени, и он утверждает, что нет прирожденных лентяев, а есть только люди, или не способные к труду в силу физических причин, или же люди, которым воспитатели не смогли в детстве привить любовь к труду.

«Неужели вы не видите, — говорит П. А., обращаясь к современным педагогам, — что с вашими методами преподавания, выработанными министерством сразу для миллионов учеников, представляющих собою столько же миллионов различных способностей, вы только навязываете им систему, годную для посредственностей и созданную посредственностями. Ваша школа становится школой лени, точно так же, как ваши тюрьмы представляют школы преступности…»1

В этой же главе «Хлеба и Воли» П. А. пишет: «Прежде чем набивать голову ребенка знаниями, дайте ему здоровье… а затем начните учить его геометрии на открытом воздухе — не по книжке, а измеряя с ним вместе расстояние до ближайшей скалы; учите естественной истории, собирая цветы и ловя рыбу, физике — помогая строить ту лодку, на которой он поедет на рыбную ловлю. Но прежде всего — не набивайте его мозг пустыми фразами и древними языками: не делайте из него “лентяя”…»

В знании Петр Алексеевич видел могучую силу, и он звал «приобщить массы к благам культуры и науки», считая, что «в тот день, когда наука станет достоянием масс, человечество далеко двинется вперед, черпая бесконечные силы в свободном коллективном труде. Но для этого надо перестроить народное образование на новых началах, надо, чтобы создалось новое воспитание, чтобы переродилось сознание каждого насчет его отношения к другим».

Пламенный борец за полное освобождение человека от всякого гнета и насилия, П. А. стоял за свободное трудовое воспитание. Придавая огромное значение творчеству личности в построительной ра{72}боте нового общества, П. А. чутко относился к росту самосознания ребенка, к его самобытности, признавая за ребенком право на свободное развитие и проявление его способностей.

«Надо дать возможность каждому свободно выявить свои силы, — говорит П. А., — надо воспитать из каждого человека гармонически развитую, критически мыслящую и активно действующую личность. Для этого необходимо дать ребенку свободу и суметь пробудить в учениках доверие к собственным силам, к инициативе и действию, чтобы он стал не пассивным созерцателем жизни, а активным строителем ее».

В своей книге «Поля, фабрики и мастерские», П. А., говоря о современном воспитании, пишет: «Мы не научаем детей самому главному — как надо учиться». Научить ребенка, как следует наилучшим образом приобретать знания, — такова, по мнению П. А., роль преподавателя. Преподаватель должен хорошо помнить слова Сократа, который говорил, что если кто скажет, что Сократ дал кому-нибудь образование, то это будет ложь, так как Сократ в действительности никому никакого образования дать не может, а может быть только акушером мысли. Как акушер не родит младенца, а только помогает появлению его на свет, так и преподаватель не может дать мысль, а может только навести на нее или облегчить ее зарождение и появление.

«Успешно заниматься наукой может только тот, говорит П. А., кто усвоил хорошие приемы научного исследования. Если ученый не выработал в себе уменья наблюдать, точно описывать то, что он наблюдал, и способности открывать взаимные отношения между, по-видимому, совершенно разнородными фактами, а также способность делать на основании проверенных фактов индуктивные гипотезы и проверять их — он не может быть хорошим ученым. Так же точно хорошим рабочим нельзя сделаться, не привыкнув к лучшим методам ручной работы… Поэтому, — прибавляет П. А., — при изучении наук, ремесел и искусств главная цель школы состоит вовсе не в том, чтобы сделать специалиста из начинающего ученика, но, в том чтобы познакомить его с основами науки и хороших методов работы; и, главным образом, дать ему такое общее направление, которое при дальнейших его занятиях влекло бы его к истине, к любви к красоте формы и содержания, к сознанию необходимости стать полезной единицей наряду с другими людьми и слить свое сердце с общечеловеческой жизнью».

«Не пассивное усвоение научных истин, а вооруженное опытом и знанием научное проникновение в тайны природы и развитие активности и самодеятельности. Тогда только вырастет цельная личность, творящая новую гармоническую жизнь…»2

По мнению Петра Алексеевича, каждый человек должен в школе научиться не только наукам, но и какому-нибудь ремеслу. «Мы требуем, — говорит он, — интегрального образования для всех, полного и всесторонне{73}го воспитания, которое уничтожило бы, наконец, пагубное деление людей на представителей умственного труда и на представителей труда физического».

«В интересах науки и промышленности, а равно и всего общества, каждый человек без различия прав рождения и состояния должен получать научное образование наряду с серьезным обучением ремеслу».

«Пора обществу, — говорит П. А., — поставить себе основной задачей приготовить из каждого юноши и из каждой девушки способных работников, умеющих производить то, что нужно для всех».

Практические работы, — пишет далее П. А., — приучают человека мыслить конкретно, доходить до сути дела, не путаясь в отвлеченностях, в словах и диалектике, затемняющих мысль. Практика помогает составить человеку вещественное представление обо всем, чего приходилось ему касаться, будь то в области общественного хозяйства, истории, запутанных вопросов биологии, философии.

Одной из задач воспитания должно быть приучение ребенка к уважению своего и чужого труда. Всякий труд, как бы он скромен ни был, имеет право на уважение.

Нужно также, чтобы уже в школе дети учились организации труда. «Дети должны учиться сами, — говорит П. А., — организоваться для работы в школьных мастерских, в школьных огородах, в играх, экскурсиях и хозяйстве, во всей своей жизни с ея мелкими затруднениями и столкновениями».

Вся жизнь теперешнего общества развивает в молодых людях собственнический индивидуализм. Не индивидуализацию, не полное развитие способностей личности, которое безусловно необходимо и важно, а именно индивидуализм, то есть стремление каждого к удовлетворению только своих интересов.

Школа должна развивать, особенно теперь, в противовес индивидуализму, захватывающему и буржуазию, и массы, — сознание солидарности людей, взаимности, нераздельности всех их усилий в общей работе для жизни общества.

Школа должна также развить в детях чувства взаимопомощи и солидарности, укрепить в них сознание взаимной зависимости всех и каждого от своих ближних. «Теперешняя школа, — говорит П. А., — все еще верная традициям старины, слишком много помогает развитию в детях собственнического начала; детей учат Пифагоровой теореме, законам Ньютона и т. п., а между тем нет ни одного открытия в науке или технике, которое не было плодом целого ряда предыдущих открытий». Поэтому нужно, чтобы с самого юношеского возраста человек приучался к мысли о коллективной жизни, о коллективном творчестве и солидарности.

«Нужно, чтобы мысль “все за каждого и каждый за всех”, которую в вольной природе ежедневно практикуют в своих обществах милли{74}оны общительных животных, даже хищники, стала также лозунгом людей. Нужно, чтобы эту мысль перестали считать праздной мечтой, проводили ее в жизнь каждый по мере своих сил».

Необходимо развивать в детях дух общественности, устраивая всевозможные ученические общества (как, напр., общество для собирания коллекций, наблюдения над природой и т. д.). Такие общества приучают своих членов к уважению и к исполнению добровольно принятых на себя обязанностей, к работе сообща. «Как редко, — замечает П. А., — говорят юношам и детям, что индивидуальная жизнь, индивидуальное счастье, будет неполным и непрочным без тесного общения человека с другими».

Таким образом, воспитание ума (приобретение чисто научных знаний) должно идти наряду с воспитанием сердца, с развитием в ребенке воли, нравственного чувства. Но нравственное воспитание не должно выливаться в формы обучения детей какому-либо догматическому кодексу морали. Нравственное воспитание должно быть практическим и свободным. Под нравственностью П. А. понимал не то, что под нею обычно понимается, т. е. совокупность установленных моральных требований, но проявление человеком чувств взаимной помощи, справедливости и великодушия или самопожертвования. Воспитатель должен способствовать развитию этих чувств у детей, чтобы ученик смог сам позднее творчески выработать на их основе нравственный идеал и путем свободного творческого труда реализовать его в возможно более широких размерах в своей жизни.

Резюмируя все сказанное выше, мы можем сказать, что три великих задачи поставлены Петром Алексеевичем в области воспитания: 1) освобождение ребенка от ига Власти и Авторитета; 2) сочетание в школе и в жизни труда умственного с трудом физическим и 3) развитие в детях инстинктов общительности и чувств взаимопомощи, солидарности и справедливости.

Все эти три задачи находятся в теснейшей связи друг с другом, и все они должны быть разрешены одновременно, так как только их разрешение будет способствовать приближению нового светлого вольного и справедливого строя жизни, за осуществление которого П. А. боролся всю свою долгую жизнь. Только при разрешении этих задач возможно появление на земле свободного, сознательного человека-творца и создание свободного безвластного общества, где не будет ни принуждения, ни гнета, и где исчезнет эксплуатация одного человека другим. {75}

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Хлеб и Воля», стр. 205, изд. «Голос Труда», 1920.
2 «Поля, фабрики и мастерские», стр. 205, изд. «Голос Труда».


< Назад ОГЛАВЛЕНИЕ Вперед >

Источник: Электронная библиотека им. Усталого Караула
http://karaultheca.ru/rus-an/sbornik1922.htm